Общероссийский народный фронт совместно с Союзом транспортников России, при участии Министерства транспорта Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) провели Всероссийский Круглый стол «Некоторые проблемы и пути эффективной реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также перехода в регионах России на технологический уровень, обеспечивающий 12-летний межремонтный период».
Ведущий круглого стола Виталий Борисович Ефимов – Член Центрального штаба ОНФ, Президент Союза транспортников России, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству. Состав участников круглого стола - руководители и представители Федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной государственной власти, научных и производственных объединений, союзы и ассоциации, предприятия и организации дорожного комплекса.
В заседании приняли участие:
- Развозжаев Михаил Владимирович – руководитель Исполкома ОНФ;
-Москвичев Евгений Сергеевич – Председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству;
-Алафинов Иннокентий Сергеевич – Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации;
-Катырин Сергей Николаевич – Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
-Костюченко Игорь Владимирович – заместитель руководителя Федерального дорожного агентства;
-Моргунов Михаил Юрьевич – референт Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Госсовета Российской Федерации;
-Кустарев Геннадий Владимирович – и.о. ректора МАДИ, ведущего Университета страны в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта.
На приглашение принять участие в актуальной для регионов встречи активно откликнулись администрации субъектов Российской Федерации. Одиннадцать делегаций возглавили заместители губернаторов и руководителей правительств; 36 регионов представили министры, руководители департаментов и комитетов транспорта.
В составе участников от региональных органов управления автомобильными дорогами приняли участие 86 человек.
Почти 90 руководителей и специалистов подрядных дорожных организаций представили республики, края и области России.
Инициативно к рассматриваемой проблеме отнеслись в региональных отделениях Общероссийского народного фронта, направивших для участия почти 50 представителей.
16 вузов и отраслевых научных учреждений представили более ста ведущих ученых, преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов дорожных специальностей. Всего в работе круглого стола участвовало более 350 человек.
В программе заседания круглого стола были проведены две сессии: экспертная и пленарная.
В первой сессии было предоставлено слово экспертам и специалистам дорожной отрасли, активистам региональных отделений ОНФ, руководителям предприятий. Конструктивные предложения внесли руководители дорожных ведомств субъектов Российской Федерации.
Во второй сессии, пленарной, по имеющимся проблемам и поступившим предложениям выступили руководители Минтранса России, Росавтодора, руководители рабочих групп. Затем состоялся активный обмен мнениями.
Выступившие 35 участников Всероссийского круглого стола предложили подходы к решению главной задачи, поставленной Президентом России В.В.Путиным в Национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - созданию надежной и безопасной сети федеральных, региональных и местных дорог.
Руководители четырех рабочих групп, сформированных ранее, для предварительного решения этой многоуровневой задачи, проанализировали в течение нескольких месяцев основные проблемы и изложили участникам заседания предложения по их решению.
Эксперты, отметили, что достичь цели можно, решив 2 задачи:
1.Определить пути и создать необходимые условия для выполнения в регионах намеченных программ по развитию дорожной сети.
2. Увеличить межремонтные сроки эксплуатации дорог до 12 лет. В противном случае, при 5-6-летнем сроке межремонтной эксплуатации, дороги будут находиться в постоянном ремонте.
В секретариат заседания поступили предложения по вопросам ресурсного обеспечения, ценообразования на строительные материалы, совершенствования нормативно-правовой базы, повышения эффективности использования дорожных фондов, сохранности автомобильных дорог для включения в итоговый документ, который будет подготовлен рабочей комиссией и доведен до сведения органов государственной власти для принятия мер.
Предложения для включения
в проект Протокола заседания Государственного совета Российской Федерации
В целях совершенствования нормативно-правовой и нормативно-технической базы в сфере строительства предложить Правительству Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по принадлежности до конца 2019 года проработать следующие вопросы:
1. В части взаимодействия с владельцами инженерных коммуникаций (электросети, газо-, нефтепроводы, линии связи):
1.1 исключение избыточных требований при взаимодействии с владельцами инженерных коммуникаций в части уточнения положений о прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог (внесение изменений в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в части установления единых государственных расценок на переустройство пересекаемых инженерных коммуникаций, установления запрета на включение владельцами инженерных коммуникаций в выдаваемые технические условия требований на увеличение мощностей пересекаемых инженерных коммуникаций либо установления обязанности владельцев инженерных коммуникаций финансировать увеличение мощностей за счет собственных средств;
1.2 установление порядка переустройства инженерных коммуникаций, предусматривающего заключение договоров компенсации нарушенного права собственности в имущественной (безденежной) форме;
1.3 установление порядка выдачи технических условий по переустройству инженерных коммуникаций.
2. В части общестроительных норм и правил:
2.1 принятие поправок к проекту федерального закона № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», обеспечив закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации понятия «обоснование инвестиций для объекта капитального строительства», осуществляемого до подготовки документации по планировке территории; исключение безальтернативного использования в законах и подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации понятия «предполагаемая (предельная) стоимость»; расширение перечня разделов, включаемых в состав обоснований инвестиций для объектов капитального строительства;
2.2 внедрение стадийности проектирования в сфере строительства и законодательного закрепления взаимосвязанных с этим понятий и положений за счет установления дифференцированных требований к подготовке документации на стадии «проектная документация / проект» и стадии «рабочая документация» и обязательности прохождения различных стадий в зависимости от вида (сложности) объекта и (или) сметной стоимости строительства и источников финансирования, обеспечив проработку вопросов:
2.3 закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации понятий:
- «проектная документация (стадия «ПД» или стадия «ПРОЕКТ»)» и «рабочая документация (стадия «РД»)» как самостоятельных стадий проектирования;
- «параметры объекта» как количественные и (или) качественные показатели, характеризующие объект и (или) его части и посредством соблюдения которых обеспечиваются потребительские свойства объекта, его надежность и безопасность, а перечень определяется в задании на проектирование, уточняется в проектной документации (с обязательным отражением в заключении экспертизы) и не подлежит изменению при разработке рабочей документации;
2.4 введение требования в части того, что параметры объекта, отраженные в заключении экспертизы, являются критериями необходимости корректировки проектной документации и ее повторной экспертизы, определив, что проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется повторно на государственную экспертизу при внесении в нее изменений в части технических решений, которые изменяют параметры объекта капитального строительства;
2.5 разграничение требований (норм), регламентирующих соответствующие правоотношения в сфере строительства таким образом, что:
а) строительство объектов капитального строительства производится в соответствии с рабочей документацией и соблюдением параметров объекта капитального строительства, установленных в заключении экспертизы;
б) осуществление государственного строительного надзора осуществляется на предмет соответствия построенного объекта рабочей документации и параметрам объекта капитального строительства, установленных в заключении экспертизы;
в) получение заключения о соответствии и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляются при соблюдении требований соответствия построенного объекта рабочей документации и параметров объекта капитального строительства, установленных в заключении экспертизы;
2.6 наделение заказчика полномочиями выделять отдельные этапы внутри утвержденной проектной документации на линейный объект на основании утвержденных технико-экономических показателей линейного объекта и сопутствующих объектов, согласно положительному заключению экспертизы на линейный объект (исполнитель: Минстрой России);
2.7 наделение органа, уполномоченного выдавать разрешение на строительство линейного объекта, выдавать отдельные разрешения на строительство отдельных этапов, а также на ввод в эксплуатацию отдельных этапов, выделенных заказчиком на основании проектной документации и положительного заключения экспертизы на линейный объект (исполнитель: Минстрой России);
2.8 установление возможности для Государственного строительного надзора выдавать заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов в соответствии с утвержденной разбивкой на этапы (исполнитель: Минстрой России).
3. В целях дальнейшей оптимизации ценообразования в дорожном строительстве:
3.1. совершенствование базисно-индексного метода, в том числе путем применения в качестве альтернативы комбинированного метода (в котором ресурсным методом определяется стоимость основных ресурсов, для остальных ресурсов применяется базисно-индексный метод);
3.2. обеспечение непрерывности процесса обновления сметно-нормативной базы, своевременного введения методических положений и сметных норм с привлечением профессионального сообщества, в том числе путем:
- создания региональных центров мониторинга по определению сметной стоимости строительных материалов, эксплуатации машин и механизмов, фонда оплаты труда, с целью актуализации единичных расценок и сметных цен на строительные ресурсы (до ввода в действие федеральной государственной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) в 2023 году);
- разработки и выпуска ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости (пересчета в текущий уровень цен) по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям с разделением на поэлементные затраты (оплата труда, эксплуатация машин и механизмов, материалы);
3.3 обеспечение возможности исключения из предмета проверки достоверности сметной стоимости установление непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства или стоимости объектов-аналогов с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты;
3.4 ограничение применения усредненных показателей стоимости и предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах, в целях планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и в качестве критерия экономически эффективной проектной документации при определении целесообразности её повторного использования;
3.5 разработка сметных нормативов на все виды проектных работ, на которые эти нормативы отсутствуют, а также переработка методики определения затрат на авторский надзор, приемочную диагностику и строительный контроль;
3.6 разработка методики ценообразования на использование технологии информационного моделирования на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации линейных объектов.
4. В части налогового и административного законодательства:
4.1. дополнение Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193, положением о необходимости выделения финансовых ресурсов на приведение в нормативное состояние искусственных сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, начиная с 2020 года;
4.2 внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения автомобильных дорог регионального и местного значения из объектов налогообложения, а также переноса срока уплаты транспортного налога физическими лицами в срок не позднее 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом);
4.3. Внесение дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности владельцев (собственников) транспортных средств за умышленное сокрытие государственных регистрационных знаков транспортных средств при проезде пунктов весогабаритного контроля, а также за совершение действий в зоне пунктов весогабаритного контроля, препятствующих идентификации транспортного средства (движение на минимальных расстояниях за впереди идущим транспортным средством, при котором государственный регистрационный знак закрывается от камер фото-, видео- фиксации).
5. В части контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
5.1 оптимизация применения предусмотренного законодательством комплекса обеспечительных мер, в том числе в плане исключения их дублирования, с возможностью использования в рамках одного контракта какой-либо одной меры обеспечения (или банковская гарантии, или казначейское сопровождение, или гарантийные удержания и т.п.);
5.2 рассмотрение возможности учета в сметных нормах (например, в накладных расходах) и / или включения в состав сводных сметных расчетов отдельными строками лимитов на оплату неучтенных расходов, связанных с обеспечительными мерами (в том числе на обеспечение авансового платежа, обеспечение исполнения контракта, обеспечения гарантийного периода) с учетом их индексации либо учитывать их дополнительно при расчете начальной (максимальной) цены контракта;
5.3 исключение для контрактов в сфере строительства таких форм закупок, где основным критерием для выбора победителя является цена (аукционов);
5.4 установление порогового значения снижения начальной (максимальной) цены контракта, обусловливающего возможность применения антидемпинговых мер, в размере не более 10 (десяти) процентов;
5.5 введение положения о том, что смета на строительство, график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты выполненных работ составляются победителем конкурсных процедур на стадии подготовки и подписания государственного контракта в соответствии с утвержденными заказчиком годовыми лимитами финансирования;
5.6 исключение из конкурсов в электронной форме (конкурс с ограниченным участием) конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией, и указания на товарный знак (при наличии) в связи с тем, что проведение указанной процедуры применяется на определение подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ и в документацию о закупке прикладывается проектно-сметная документация;
5.7 введение положения, что при заключении государственного и (или) муниципального контракта с подрядчиком из числа субъектов малого и среднего предпринимательства конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 50 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
6. В части технического регулирования в сфере строительства:
6.1 проведение анализа качества существующих стандартов с области строительства (в том числе транспортного), разработка и утверждение предложения по их уточнению для устранения выявленных разногласий и противоречий;
6.2 уточнение порядка рассмотрения и утверждения программ разработки национальных стандартов в части обязательного их согласования смежными ведомствами и техническими комитетами, а также профессиональным строительным сообществом;
6.3 приостановка введения в действие новых стандартов (сводов правил) до устранения противоречий в действующих нормативно-технических документах, разработка / переработка которых не предусмотрена в утвержденном Правительством Российской Федерации документе (графике).
Кроме того, в целях повышения качества дорожного строительства и обеспечения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» квалифицированными кадрами предложить Правительству Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по принадлежности до конца 2019 года проработать следующие вопросы:
7.1 увеличение в период 2020 – 2024 годов контрольных цифр приема на очную форму обучения по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований для образовательных учреждений высшего образования с закреплением условия для выпускников отработать по полученной специальности не менее трех лет;
7.2 обеспечение в период 2020 – 2024 годов бюджетного финансирования инновационных разработок новых дорожно-строительных материалов и технологий в образовательных учреждениях высшего образования, в том числе МАДИ, в целях увеличения прочности конструкций дорожных одежд для обеспечения межремонтных сроков 12 лет на региональные сети автомобильных дорог;
7.3 создание межведомственного координационного совета по вопросам координации транспортного обеспечения реализации национальных проектов с участием министерств и ведомств, транспортных организаций и экспертного сообщества;
7.4 разработка и внедрение в практику альтернативных технологий строительства автомобильных дорог, что позволит перейти на новый технологический уровень строительства и содержания автомобильных дорог, обеспечивающий переход на 12-14-летний межремонтный период, повысит прочность дорожного покрытия, обеспечит здоровую конкуренцию на соответствующем товарном рынке и снизит стоимость строительных материалов;
7.5 создание на базе МАДИ независимого научно-образовательного центра компетенций для контроля за внедрением инновационных технологий и материалов при реализации национального проекта БКАД, повышения квалификации и переподготовки кадров подрядных организаций и заказчика;
7.6 внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в части скорейшего внедрения применения технологии информационного моделирования, в том числе в целях обеспечения скорейшего старта пилотных проектов.
7.7 обеспечение государственной поддержки разработки отечественного программного обеспечения (ПО), защиты обмена и хранения информации стратегического значения, в том числе рассмотрев возможность включения задачи разработки отечественного ПО в области информационного моделирования в состав национального проекта «Цифровая экономика»;
7.8 закрепление в нормативных документах обязательного проведения инструментальной диагностики основной (опорной) сети автомобильных дорог регионального значения, мостовых сооружений, оценки несущей способности конструкций дорожных одежд с использованием современных диагностических лабораторий на этапах проектирования и сдачи в эксплуатацию с включением этих расходов в состав сметы проекта.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийского
круглого стола
«Некоторые проблемы и пути эффективной реализации
национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также
перехода в регионах России на технологический уровень, обеспечивающий 12-летний
межремонтный период»
Национальный проект «Безопасные и
качественные автомобильные дороги», реализуемый во исполнение Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
по своему размаху и значимости для экономики и населения России является
общенародным и предусматривает активное участие профессионального сообщества и
общественности страны в его выполнении.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) совместно
с Союзом транспортников России при участии Министерства транспорта Российской
Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Московского
автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)
21 мая 2019 года провели Всероссийский круглый стол «Некоторые проблемы и пути
эффективной реализации национального проекта «Безопасные и качественные
автомобильные дороги», а также перехода в регионах России на технологический
уровень, обеспечивающий 12-летний межремонтный период» (далее – Круглый стол).
В состав участников Круглого стола вошли
руководители и представители федеральных и региональных органов законодательной
и исполнительной государственной власти, научных и производственных
объединений, союзы и ассоциации, предприятия и организации дорожного комплекса.
Приветствуя поставленные в федеральных и
региональных программах цели и непосредственно участвуя в их реализации,
участники Круглого стола отметили, что достижение запланированных качественных результатов
возможно при условии объективной оценки ситуации в дорожном хозяйстве и выборе
адекватных подходов к решению имеющихся проблем.
В этой связи необходимо:
- определить
дальнейшие пути и необходимые условия для качественного выполнения в субъектах
Российской Федерации поставленных в Национальном проекте задач по развитию
региональной дорожной сети;
- рассмотреть
современные технологии выхода на межремонтные сроки эксплуатации дорог 12 лет,
как одного из основных критериев обеспечения содержания дорожной сети в
нормативном состоянии.
Экспертное сообщество в составе
специалистов проектных, строительных, эксплуатационных дорожных предприятий
страны, представителей научных организаций, управленческих структур при
подготовке программы Круглого стола сосредоточили внимание четырех рабочих
групп на следующих вопросах, требующих системного решения с участием всех
заинтересованных сторон:
- оценка состояния автомобильных
дорог и повышение эффективности использования дорожных фондов;
- совершенствование нормативно-правовой
базы;
- внедрение цифровых технологий в
жизненный цикл автомобильных дорог и инженерных сооружений;
- ресурсное обеспечение выполнения Национального
проекта.
Остроту рассмотренной Круглым столом тематики
для регионов отметили выступившие на заседании представители 55 администраций
субъектов Российской Федерации.
Профессиональную заинтересованность в
качественном выполнении Национального проекта и эффективном вложении народных
средств в развитие дорожной сети проявили все отраслевые объединения страны:
СТР, РАДОР, АСПОР, РОДОС.
Активное участие в подготовке и
проведении Круглого стола представителей центральных и почти пятидесяти региональных
подразделений ОНФ отразило стремление общественности обеспечить реальное выполнение
поставленной Президентом России задачи: не только контролировать, но и
участвовать в реализации национальных проектов.
Всего в работе Круглого стола
участвовало более 350 человек.
Выступившие 35 участников Круглого стола
предложили подходы к решению главной задачи, поставленной Президентом России
В.В. Путиным в Национальном проекте «Безопасные и качественные
автомобильные дороги»: создание надежной, качественной и безопасной сети
федеральных, региональных и местных дорог.
Актуальность вынесенных на рассмотрение
проблем и предложения, направленные на их решение, также поддержали:
- руководитель Исполкома ОНФ М.В.Развожаев;
- ведущий Круглого стола член
Центрального штаба ОНФ, Президент Союза транспортников России В.Б.Ефимов;
- Председатель Комитета
Государственной Думы по транспорту и строительству Е.С.Москвичев;
- Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации И.С.Алафинов;
- Президент Торгово-промышленной
палаты Российской Федерации С.Н.Катырин;
- заместитель руководителя Федерального
дорожного агентства И.В.Костюченко;
- референт Управления Президента
Российской Федерации по обеспечению деятельности Госсовета Российской Федерации
М.Ю.Моргунов;
- и.о. ректора МАДИ (ведущего
Университета страны в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта) Г.В.Кустарев.
Участники Круглого стола считают, что
для полноценной реализации Национального проекта «Безопасные и качественные
автомобильные дороги» необходима скорейшая оптимизация правоотношений в
строительной сфере и контрактной системе в целом, нуждается в дальнейшем
совершенствовании нормативно-техническая документация, требуют разрешения иные
проблемные вопросы, касающиеся ценообразования, освобождения территории,
улучшения качества выполнения работ по проектированию, строительству и (или)
реконструкции объектов инфраструктурного (транспортного) строительства.
Учитывая изложенное,
ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
В целях совершенствования
нормативно-правовой и нормативно-технической базы в сфере строительства предложить Правительству Российской
Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти
по принадлежности до конца 2019 года
проработать следующие вопросы:
1.
Минстрою России,
Минтрансу России, Минэнерго России, Минкомсвязи России
в части взаимодействия с владельцами инженерных
коммуникаций (электросети, газо-, нефтепроводы, линии связи):
1.1 исключение избыточных
требований при взаимодействии с владельцами инженерных коммуникаций в части уточнения
положений о прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций в
границах полос отвода и придорожных полос при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте автомобильных дорог (внесение изменений в Федеральный закон
от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации») в части установления единых государственных расценок на
переустройство пересекаемых инженерных коммуникаций, установления запрета на включение
владельцами инженерных коммуникаций в выдаваемые технические условия
требований на увеличение мощностей
пересекаемых инженерных коммуникаций либо установления обязанности владельцев
инженерных коммуникаций финансировать увеличение мощностей за счет собственных
средств;
1.2 установление порядка
переустройства инженерных коммуникаций, предусматривающего заключение договоров
компенсации нарушенного права собственности в имущественной (безденежной)
форме;
1.3 установление порядка выдачи
технических условий по переустройству инженерных коммуникаций.
2.
Минстрою России,
Минтрансу России, Ростехнадзору
в части
общестроительных норм и правил:
2.1 принятие поправок к проекту
федерального закона № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный
кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений», обеспечив закрепление в Градостроительном кодексе Российской
Федерации понятия «обоснование инвестиций для объекта капитального
строительства», осуществляемого до подготовки документации по планировке
территории; исключение безальтернативного использования в законах и подзаконных
нормативных правовых актах Российской Федерации понятия «предполагаемая
(предельная) стоимость»; расширение перечня разделов, включаемых в состав
обоснований инвестиций для объектов капитального строительства;
2.2 внедрение стадийности проектирования
в сфере строительства и законодательного закрепления взаимосвязанных с этим
понятий и положений за счет установления дифференцированных требований к
подготовке документации на стадии «проектная документация / проект» и
стадии «рабочая документация» и обязательности прохождения различных стадий в
зависимости от вида (сложности) объекта и (или) сметной стоимости строительства
и источников финансирования, обеспечив проработку вопросов:
2.3 закрепление в Градостроительном
кодексе Российской Федерации понятий:
- «проектная документация (стадия «ПД»
или стадия «ПРОЕКТ»)» и «рабочая документация (стадия «РД»)» как
самостоятельных стадий проектирования;
- «параметры объекта» как
количественные и (или) качественные показатели, характеризующие объект и (или)
его части и посредством соблюдения которых обеспечиваются потребительские
свойства объекта, его надежность и безопасность, а перечень определяется в
задании на проектирование, уточняется в проектной документации (с обязательным
отражением в заключении экспертизы) и не подлежит изменению при разработке
рабочей документации;
2.4 введение требования в части того,
что параметры объекта, отраженные в заключении экспертизы, являются критериями
необходимости корректировки проектной документации и ее повторной экспертизы,
определив, что проектная документация, получившая положительное заключение
государственной экспертизы, направляется повторно на государственную экспертизу
при внесении в нее изменений в части технических решений, которые изменяют
параметры объекта капитального строительства;
2.5 разграничение требований
(норм), регламентирующих соответствующие правоотношения в сфере строительства
таким образом, что:
а) строительство объектов
капитального строительства производится в соответствии с рабочей документацией
и соблюдением параметров объекта капитального строительства, установленных в
заключении экспертизы;
б) осуществление государственного
строительного надзора осуществляется на предмет соответствия построенного
объекта рабочей документации и параметрам объекта капитального строительства,
установленных в заключении экспертизы;
в) получение заключения о
соответствии и разрешения на ввод объекта капитального строительства в
эксплуатацию осуществляются при соблюдении требований соответствия построенного
объекта рабочей документации и параметров объекта капитального строительства,
установленных в заключении экспертизы;
2.6 наделение заказчика полномочиями
выделять отдельные этапы внутри утвержденной проектной документации на линейный
объект на основании утвержденных технико-экономических показателей линейного
объекта и сопутствующих объектов, согласно положительному заключению экспертизы
на линейный объект (исполнитель: Минстрой России);
2.7 наделение органа, уполномоченного
выдавать разрешение на строительство линейного объекта, выдавать отдельные
разрешения на строительство отдельных этапов, а также на ввод в эксплуатацию
отдельных этапов, выделенных заказчиком на основании проектной документации и
положительного заключения экспертизы на линейный объект;
2.8 установление возможности для
Государственного строительного надзора выдавать заключение о соответствии
объекта капитального строительства требованиям технических регламентов в
соответствии с утвержденной разбивкой на этапы.
3. Минэкономразвития России, Минстрою России,
Минтрансу России
в целях
дальнейшей оптимизации ценообразования в дорожном строительстве:
3.1. совершенствование
базисно-индексного метода, в том числе путем применения в качестве альтернативы
комбинированного метода (в котором ресурсным методом определяется стоимость
основных ресурсов, для остальных ресурсов применяется базисно-индексный метод);
3.2. обеспечение непрерывности
процесса обновления сметно-нормативной базы, своевременного введения
методических положений и сметных норм с привлечением профессионального
сообщества, в том числе путем:
- создания региональных центров
мониторинга стоимости строительных материалов, эксплуатации машин и механизмов,
транспортных издержек и фонда оплаты труда с целью актуализации единичных
расценок и сметных цен на строительные ресурсы (до ввода в действие федеральной
государственной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) в 2023 году);
- разработки и выпуска
ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости (пересчета в текущий
уровень цен) по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям с разделением
на поэлементные затраты (оплата труда, эксплуатация машин и механизмов,
материалы);
3.3 обеспечение возможности исключения
из предмета проверки достоверности сметной стоимости установление непревышения
сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства или стоимости
объектов-аналогов с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые
акты;
3.4 ограничение применения усредненных
показателей стоимости и предполагаемой (предельной) стоимости строительства,
рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о
проектах-аналогах, в целях планирования (обоснования) инвестиций (капитальных
вложений) в объекты капитального строительства и в качестве критерия
экономически эффективной проектной документации при определении
целесообразности её повторного использования;
3.5 разработка сметных нормативов на все
виды проектных работ, на которые эти нормативы отсутствуют, а также переработка
методики определения затрат на авторский надзор, приемочную диагностику и
строительный контроль;
3.6 разработка методики ценообразования
на использование технологии информационного моделирования на стадиях
проектирования, строительства и эксплуатации линейных объектов;
3.7 установление предельного уровня
рентабельности при производстве (добыче) инертных материалов, используемых при
производстве дорожных работ.
4. Минфину
России, Минтрансу России, Минюсту России
в
части налогового и административного законодательства:
4.1. дополнение Правил
предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение
дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта
"Безопасные и качественные автомобильные дороги, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193, положением о необходимости
выделения финансовых ресурсов на приведение в нормативное состояние
искусственных сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, начиная
с 2020 года;
4.2 внесение изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации в части исключения автомобильных дорог регионального
и местного значения из объектов налогообложения;
4.3 внесение изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации в части переноса срока уплаты транспортного налога
физическими лицами с 1 декабря на срок не позднее 1 июня года, следующего за
истекшим налоговым периодом (годом);
4.4 внесение дополнений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной
ответственности владельцев (собственников) транспортных средств за умышленное
сокрытие государственных регистрационных знаков транспортных средств при
проезде пунктов весогабаритного контроля, а также за совершение действий в зоне
пунктов весогабаритного контроля, препятствующих идентификации транспортного
средства (движение на минимальных расстояниях за впереди идущим транспортным
средством, при котором государственный регистрационный знак закрывается от
камер фото-, видео- фиксации).
5. Минфину России, Минстрою России, Минтрансу
России, ФАС России
в
части контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд:
5.1 оптимизация применения
предусмотренного законодательством комплекса обеспечительных мер, в том числе в
плане исключения их дублирования, с возможностью использования в рамках одного
контракта какой-либо одной меры обеспечения (или банковская гарантии, или
казначейское сопровождение, или гарантийные удержания и т.п.);
5.2 рассмотрение возможности учета в
сметных нормах (например, в накладных расходах) и / или включения в
состав сводных сметных расчетов отдельными строками лимитов на оплату
неучтенных расходов, связанных с обеспечительными мерами (в том числе на
обеспечение авансового платежа, обеспечение исполнения контракта, обеспечения
гарантийного периода) с учетом их индексации либо учитывать их дополнительно
при расчете начальной (максимальной) цены контракта;
5.3 исключение для контрактов в сфере
строительства таких форм закупок, где основным критерием для выбора победителя
является цена (аукционов);
5.4
включение выполнения работ по строительству (реконструкции) объектов
транспортной инфраструктуры в перечень случаев, когда заказчик осуществляет
закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием (в т.ч. в электронной
форме);
5.5 установление порогового значения
снижения начальной (максимальной) цены контракта, обусловливающего возможность
применения антидемпинговых мер, в размере не более 10 (десяти) процентов;
5.6 введение положения о том, что смета
на строительство, график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты
выполненных работ составляются победителем конкурсных процедур на стадии
подготовки и подписания государственного контракта в соответствии с
утвержденными заказчиком годовыми лимитами финансирования;
5.7 исключение из конкурсов в
электронной форме (конкурс с ограниченным участием) конкретных показателей
товара, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией, и
указания на товарный знак (при наличии) в связи с тем, что проведение указанной
процедуры применяется на определение подрядчика на выполнение
строительно-монтажных работ и в документацию о закупке прикладывается
проектно-сметная документация;
5.8 введение положения, что при
заключении государственного и (или) муниципального контракта с подрядчиком из
числа субъектов малого и среднего предпринимательства конкретные виды и объемы
работ из числа видов и объемов работ, которые подрядчик должен выполнить
самостоятельно, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и,
исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной
документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 50
процентов цены государственного и (или) муниципального контракта, за
исключением работ по переустройству
инженерных коммуникаций.
6.
Минстрою России, Минтрансу России
в
части технического регулирования в сфере строительства:
6.1 проведение совместно с ТК 418, 465 и
профессиональным строительным сообществом анализа качества существующих
стандартов в области строительства (в том числе транспортного), разработка и
утверждение предложений по устранению выявленных разногласий и противоречий;
6.2 уточнение порядка рассмотрения и
утверждения программ разработки национальных стандартов в части обязательного
их согласования смежными ведомствами и техническими комитетами, а также
профессиональным строительным сообществом;
6.3 приостановка введения в
действие новых стандартов (сводов правил) до устранения противоречий в действующих
нормативно-технических документах, за исключением нормативно-технических
документов, предусмотренных к разработке в графике обновления стандартов и
технических требований в области дорожного хозяйства, утвержденном на заседании
проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные
автомобильные дороги» 27 марта 2019 года с учетом его корректировок до 2024
года.
Кроме того, в целях повышения
сохранности дорог, качества дорожного строительства и обеспечения национального
проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» квалифицированными
кадрами предложить Правительству
Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной
власти по принадлежности до конца
2019 года проработать следующие вопросы:
7. Минобрнауки России:
7.1
увеличение в период 2020 – 2024 годов контрольных цифр приема на
очную форму обучения по специальностям и направлениям подготовки для обучения
по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных
ассигнований для образовательных учреждений высшего образования;
7.2 введение законодательной нормы, в
соответствии с которой специалисты дорожного хозяйства, закончившие ВУЗы за
счет бюджетных ассигнований, обязаны отработать по полученной специальности не
менее трех лет либо оплатить стоимость учебы;
7.3 обеспечение в период 2020 – 2024
годов бюджетного финансирования инновационных разработок новых
дорожно-строительных материалов и технологий в образовательных учреждениях
высшего образования, в том числе МАДИ, в целях увеличения прочности конструкций
дорожных одежд для обеспечения межремонтных сроков 12 лет на региональные сети
автомобильных дорог.
Минтрансу России:
7.4 создание межведомственного
координационного совета по вопросам координации транспортного обеспечения
реализации национальных проектов с участием министерств и ведомств,
транспортных организаций, экспертного сообщества и активистов ОНФ;
7.5
разработка и внедрение в практику альтернативных технологий строительства
автомобильных дорог, что позволит перейти на новый технологический уровень
строительства и содержания автомобильных дорог, обеспечивающий переход на 12-24-летний
межремонтный период («12/24»), повысит прочность дорожного покрытия, обеспечит здоровую
конкуренцию на соответствующем товарном рынке и снизит стоимость строительных
материалов;
7.6 создание на базе МАДИ независимого научно-образовательного центра
компетенций для контроля за внедрением инновационных технологий и материалов
при реализации национального проекта БКАД, повышения квалификации и
переподготовки кадров подрядных организаций и заказчика;
7.7 ограничение использования шипованной резины в весенний, летний и
осенний период;
7.8 закрепление в нормативных документах обязательного проведения
инструментальной диагностики основной (опорной) сети автомобильных дорог
регионального значения, мостовых сооружений, оценки несущей способности
конструкций дорожных одежд с использованием современных диагностических
лабораторий на этапах проектирования и сдачи в эксплуатацию с включением этих
расходов в состав сметы проекта.
Минпромторгу России:
7.9 установка на грузообразующих объектах сыпучих грузов (инертных
материалов, зерна, угля, рудных материалов и др.), а также леса и
лесоматериалов весов для взвешивания транспортных средств перед выездом на сеть
автомобильных дорог общего пользования.
8. Минстрою России, Минтрансу России,
Минкомсвязи России, Минобрнауки России
в целях обеспечения скорейшего внедрения
цифровых технологий, в т.ч. технологий информационного моделирования в
дорожное строительство предусмотреть:
8.1 внесение
изменений и дополнений в действующее законодательство в части скорейшего
внедрения применения технологии информационного моделирования, в том числе в
целях обеспечения скорейшего старта пилотных проектов.
8.2 обеспечение
государственной поддержки разработки отечественного программного обеспечения
(ПО), защиты обмена и хранения информации стратегического значения, в том числе
рассмотрев возможность включения задачи разработки отечественного ПО в области
информационного моделирования в состав национального проекта «Цифровая
экономика»;
8.3 внесение изменений в учебные планы
профильных ВУЗов с целью подготовки специалистов в области информационного
моделирования, организовать курсы повышения квалификации для действующих
проектировщиков и заинтересованных представителей органов государственной
власти.
9.
Минтрансу России
в
целях перехода с 2024 года в регионах России на технологический уровень,
обеспечивающий 12-летний межремонтный период, обеспечить:
9.1 утверждение Правительством перечня технологий,
обеспечивающих переход на новый технологический уровень ремонта и содержания
автомобильных дорог «12/24»;
9.2 разработку и утверждение субъектами
Российской Федерации плана освоения перечня технологий «12/24» с обеспечением
их внедрения к 2024 году.
9.3 внедрение цифровых технологий
виртуальных испытаний элементов дорожного обустройства, разработанных ФГБОУ ВО
МАДИ, обеспечивающих выполнение контрольных цифр Национального проекта «БКАД»
по снижению показателей смертности, а также создание новой эффективной
уникальной установки (УНУ) для натурных испытаний дорожных ограждений
безопасности в учебно-исследовательском центре (УИЦ) МАДИ, включив эти работы в
Национальный проект «БКАД».
10. Просить
Правительство Российской Федерации поручить:
10.1. Минпромторгу
России
в целях обеспечения программ Национального проекта «БКАД»
высокопроизводительной дорожно-строительной техникой отечественного
производства проработать вопросы:
10.1.1 Создания на базе МАДИ при участии
Минпромторга России, ТПП РФ, Росспецмаш, СРО Ассоциация «СПЕЦАВТОПРОМ» и
предприятий промышленности, входящих в состав Ассоциации, отраслевого
научно-образовательного центра с возложением на него следующих полномочий:
- проектирование новых образцов
дорожно-строительной и коммунальной техники, повышение их технического уровня и
системы испытаний;
- разработка новых методов
эффективного строительства и содержания автомобильных дорог;
- выдачи поручительств
саморегулируемой организации на основании результатов испытаний о допуске
продукции к финансовому возмещению из компенсационного фонда саморегулируемой
организации, в случае ущерба потребителю от использования некачественной
продукции (дополнительные гарантии потребителя);
- подготовка специалистов для
дорожного хозяйства, в том числе проведение занятий на базе ФГБОУ ВО МАДИ и
других ВУЗов;
- организация постоянно действующей
выставки и демонстрации работ дорожно-строительной, коммунальной и аэродромной
техники;
- подготовка дорожно-строительной и
коммунальной техники для реализации по программам экспорта.
10.1.2 О
разработки на период 2020 – 2024 годов программы государственной
поддержки развития и поставки технологического оборудования и станочного парка
отечественных производителей для предприятий – производителей дорожно-строительной
и коммунальной техники.
10.1.3 Об
оптимальных формах и механизмах финансирования:
- межсезонных
закупок строительных материалов и проектов развития
производственно-логистической инфраструктуры для обеспечения дорожной и
строительной отрасли строительными материалами;
- инжиниринговой
инфраструктуры для обеспечения проектов создания импортозамещающих производств
современной дорожно-строительной техники.
10.1.4 О
целесообразности внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 10.05.2017 № 547 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из
федерального бюджета производителям машин и оборудования для пищевой и
перерабатывающей промышленности в целях предоставления покупателям скидки при
приобретении техники» в части предоставления права покупателям отечественной
дорожно-строительной техники получать скидки в размере 15% от цены
производителя.
10.1.5 О расширении
номенклатуры дорожно-строительной и коммунальной техники, включенной в Перечень
отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств,
в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления
закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 656.
10.2 ФАС России, Минтрансу России во
взаимодействии с СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» рассмотреть
вопрос разработки комплекса мер, направленных на снижение
компаниями-операторами железнодорожного подвижного состава стоимости оказания
услуг по предоставлению полувагонов в период массового вывоза строительных грузов,
в целях недопущения роста цен на инертные строительные материалы для объектов
капитального строительства, используемых для реализации национальных проектов.
11. В целях
создания надежной системы ресурсного обеспечения национальных проектов
транспортного и строительного блока всем заинтересованным сторонам считать
целесообразным:
Минэнерго России, Минпромторгу России,
Минтрансу России
в сфере производства и поставок битумных
материалов:
11.1. разработку
и координацию реализации планов развития системы современных
производственно-логистических битумных мощностей (хранилищ) на период до 2021 года
(1-я очередь) и до 2024 года (2-я очередь) с участием предприятий и организаций
нефтеперерабатывающего, дорожно-строительного и транспортного комплексов.
11.2 формирование
среднесрочных, долгосрочных и детализованных краткосрочных прогнозов
потребности федеральных, региональных и муниципальных дорожных органов в
битумных материалах с заданными эксплуатационными параметрами (а в отдельных
регионах – с заключением централизованных контрактов).
11.3 разработку
и актуализацию документации для нормативно-технического регулирования всего
цикла обеспечения поставки битумных вяжущих и битумного сырья с заданными
эксплуатационными свойствами, включая технологии перевозки, хранения, разогрева
и контроля качества битумных материалов.
11.4 согласование
с нефтеперерабатывающими компаниями прогнозных среднесрочных и краткосрочных
планов поставок на региональные рынки битумных вяжущих и / или
битумного сырья.
11.5 разработку
и оперативную (не реже 1 раза в квартал) актуализацию сметных нормативов и
контрактной документации на производство и поставку высококачественных битумных
вяжущих и асфальтобетонов с улучшенными эксплуатационными показателями и
увеличенным сроком службы на основании данных мониторинга цен во всех регионах
Российской Федерации.
11.6 создание
системы аккредитованных лабораторий и региональных центров для подтверждения
соответствия и входного контроля качества битумной продукции с улучшенными
эксплуатационно-техническими характеристиками и услуг по обеспечению ее
перевозки и хранения.
11.7 Создание
специализированных межведомственных научно-исследовательских программ и центров
для разработки и испытаний новых видов битумной продукции с улучшенными
эксплуатационными свойствами и оборудования для ее производства,
транспортировки и хранения, а также инжинирингового сопровождения создания
соответствующих производств и контроля качества продукции.
11.8 Создание
при Торгово-Промышленной палате РФ с участием Комитета по транспорту
Государственной Думы РФ экспертного совета по вопросам ресурсного обеспечения
транспортного и промышленно-гражданского строительства.
11.9 Наделение
Общеотраслевого центра компетенций по новым материалам и технологиям для
строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог правом на отбор
контрольных проб и исследование образцов конструкций дорожных одежд на участках
дорожных работ, выполняемых с применением новых технологий, технологических
решений и материалов, а также оценку технических параметров после окончания
дорожных работ.
11.10 Разработку
и внедрение в практику строительства автомобильных дорог применения
альтернативных технологий строительства автомобильных дорог - строительство
цементно-бетонных автомобильных дорог, что позволит перейти на новый
технологический уровень строительства и содержания автомобильных дорог,
обеспечивающий переход на 12-14-летний межремонтный период.
12. ФАУ
«РОСДОРНИИ» и Российскому университету транспорта(МИИТ):
12.1 обеспечить
проведение работ по информационно-аналитическому и научно-техническому
сопровождению необходимых мероприятий по разработке оптимизированных
межрегиональных планов и цепочек поставки строительных материалов,
согласованных с участием предприятий РЖД и Росморречфлота, а также дорожных и
строительных комплексов субъектов РФ.
12.2 скоординировать
создание и актуализацию банка данных о прогнозных объемах спроса и производства
щебеночных и битумных материалов;
12.3 обеспечить
оперативный контроль хода выполнения планов межсезонных закупок и сезонных
поставок строительных материалов с мониторингом цен на
транспортно-логистические услуги.
12.4 разработать
с привлечением федеральных и региональных институтов развития России, а также
профильных государственных корпораций Межведомственную Программу «Обеспечение
мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные
дороги» и транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения
магистральной инфраструктуры на период до 2024 года качественными строительными
материалами в необходимых объемах и при недопущении роста цен.
13. Экспертному совету Общеотраслевого центра
компетенций по новым материалам и технологиям для строительства, ремонта и
содержания автомобильных дорог (ОЦК на базе ФАУ «РОСДОРНИИ»):
13.1 Организовать
в первоочередном порядке проведение аудита и гармонизации
нормативно-технического обеспечения дорожной деятельности в части применения
ресурсоэффективных технологий, материалов и конструкций с увеличенным сроком
службы (асфальтобетонных покрытий с увеличенным сроком службы,
стабилизированных и регенерированных слоев оснований дорожных одежд повышенной
надежности, битумных вяжущих с улучшенными эксплуатационными параметрами для
регионов со сложными природно-климатическими и транспортными условиями и т.п.).
13.2 Обеспечить
широкомасштабное внедрение данных технологий при проектировании и производстве
работ за счет внесения в Реестр новых материалов, технологий и
проектно-технических решений повторного применения,
13.3 Оказывать
содействие региональным дорожным комплексам субъектов Российской Федерации в
соответствующей корректировке (актуализации) региональных программ дорожной
деятельности, целенаправленной профессиональной переподготовке специалистов
региональных организаций, выполняющих функции заказчиков, проектировщиков и
подрядчиков по вопросам применения новых ресурсоэффективных технологий и
материалов.
14. Минпромторгу
России, Минтрансу России, Минприроды России
в целях развития производства
отечественных высокотехнологичных компонентов и материалов для дорожного
строительства:
14.1 Предложить
Минтрансу России совместно с Минприроды России и Минпромторгом России
подготовить совещание в Правительстве Российской Федерации по переработке
утильных шин и дальнейшему использованию в виде модификаторов битумного
вяжущего в дорожном строительстве.
14.2 Выйти
с предложением в Правительство Российской Федерации поручить созданной Указом
Президента Российской Федерации В.В. Путиным Публично-Правовой Компании
«Российский Экологический Оператор» разработать проект организации отрасли
промышленности по вторичному использованию отходов производства.
14.3 Поддержать,
в первую очередь, такие отрасли как переработка шин, пластмасс и др.,
финансирование которых может полностью быть осуществлено за счет экологического
налога и утилизационного сбора в рамках создаваемой компании ППК «РЭО».
14.4 Считать
необходимым наращивание объемов внедрения на территории Российской Федерации (в
том числе, в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги») модификаторов
на основе активного резинового порошка, ввиду наличия стоимостных и
технологических преимуществ указанных материалов.
14.5 Принимая
во внимание наличие экологической проблемы на территории Российской Федерации,
связанной с накоплением изношенных автомобильных шин и малый объем их
переработки, считать допустимым и целесообразным введение квоты на применения
модификаторов асфальтобетона на основе активного резинового порошка.
14.6 С целью
обеспечения подрядных организаций качественными модификаторами асфальтобетона
считать необходимым ввести обязательную сертификацию обозначенной продукции для
чего, целесообразно создание общего и независимого единого центра испытаний и
сертификаций, обладающего необходимыми компетенциями.
|