Последние новости
|
Справка об участии ТПП России в законотворческом процессе в период работы весенней сессии Государственной Думы 2017 года
10 августа 2017
Справка об участии ТПП России в законотворческом процессе в период работы весенней сессии Государственной Думы 2017 года
В период весенней сессии 2017 года Государственной Думой было принято 225 федеральных закона. ТПП России сопровождала значимые для бизнеса законопроекты, инициировала внесение 20 пакетов поправок, разработала 12 «собственных» законопроектов. Представители Палаты активно участвовали в работе экспертных советов, профильных комитетов Государственной Думы. Результаты данной работы отражены в настоящей Справке.
I. Принятые Государственной Думой Федеральные законы
1. 10 марта принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (№ 48-ФЗ от 28 марта 2017 года). Законом в Бюджетный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся формирования основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации в качестве единого документа, используемого при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете и направляемого в Государственную Думу в составе документов и материалов к нему. Закон поддержан ТПП России.
2. 24 марта 2017 года принят Федеральный закон «О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов» (№ 55-ФЗ от 3 апреля 2017 года). Принятие Закона существенно упростит трансграничную регистрацию промышленных образцов и обеспечит их правовую защиту на международном товарном рынке и сократит материальные и временные затраты правообладателей на регистрацию патентов на промышленные образцы за рубежом. ТПП РФ выступала одним из инициаторов разработки законопроекта. Закон поддержан ТПП России.
3. 19 апреля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 83-ФЗ от 01 мая 2017 года). Закон устанавливает обязанность заказчика оплатить поставленные товары, выполненные работы и услуги по государственным и муниципальным контрактам в срок, не превышающий 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. В Законе учтено предложение Палаты об установлении сокращённого срока оплаты контракта для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. Закон установил, что для этих категорий срок оплаты не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Закон поддержан ТПП России. 4. 19 мая принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 100-ФЗ от 28 мая 2017 года). Законом вводится независимая оценка пожарного риска (аудита пожарной безопасности), которая проводится экспертом в области оценки пожарного риска, и определяются понятия «независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)», «эксперт в области оценки пожарного риска». Предусмотрено внедрение риск-ориентированного подхода в ходе контрольных мероприятий в области пожарной безопасности. Так, проверки объектов защиты и/или территорий будут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), если такая оценка проводилась. Закон сопровождался ТПП РФ, в частности, в профильный комитет Государственной Думы направлялись замечания и предложения. Закон поддержан ТПП России.
5. 7 июля принят Федеральный закон «О внесении дополнений в статью 55 Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 173-ФЗ от 18 июля 2017 года). Закон, в частности, распространяет на индивидуальных предпринимателей порядок, согласно которому организации, созданные в декабре (с 01.12 по 31.12) не обязаны отчитываться за него, а этот период присоединяется к следующему году. Кроме того, Закон закрепляет порядок определения начала и окончания течения налогового периода, если по соответствующему налогу он равен кварталу. Так, если организации или индивидуальный предприниматель зарегистрировались не более чем за 10 дней до конца квартала, они не обязаны за него отчитываться, а этот период присоединяются к следующему кварталу. Законом также уточнен порядок определения начала и окончания налогового периода равного месяцу (например, для предпринимателей, которые начали и закончили свою деятельность в течение одного месяца). Закон разработан ТПП России, внесен депутатом Т.О. Алексеевой, В.В. Гутеневым и др.
6. 7 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 163-ФЗ от 18 июля 2017 года). Законом вводится норма, предусматривающая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. Кроме того предусматривается недопущение уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и/или суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и/или бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Законопроект обсуждался на XII Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ (28 ноября – 1 декабря 2016 года), а также на заседании налогового Совета ТПП РФ. В Законе учтены замечания Палаты. В частности, подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным. Закон поддержан ТПП России.
7. 12 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 41 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (о критериях отнесения предприятий легкой промышленности к субъектам среднего предпринимательства). Законом предоставляется возможность предприятиям легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), среднесписочная численность работников которых превысила установленные законом предельные значения (250 человек), но не превысила значения размера годового дохода (до 2 млрд. руб.), становиться субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Законопроект рассматривался на заседании Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Палатой в Государственную Думу было направлено предложение о дополнении законопроекта еще одним видом деятельности, осуществляя который при указанных условиях, предприятия также смогут быть отнесены к субъектам МСП: деятельностью в рамках класса 16 «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения». Закон одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту Российской Федерации. Закон поддержан ТПП России.
8. 14 июля принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 19.6-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон устанавливает административную ответственность должностных лиц контрольно-надзорных органов за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении, а равно внесении с нарушением сроков внесения и (или) внесении неполной и (или) недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок. Закон одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту Российской Федерации. Закон поддержан ТПП России
9. 14 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроект дополняет КоАП РФ статьей 7.32-5, устанавливающей административную ответственность должностных лиц заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе за неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. За совершение данного правонарушения на должностных лиц предлагается налагать штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а его повторное совершение влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Закон одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту Российской Федерации. Закон поддержан ТПП России.
10. 18 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (№ 165-ФЗ от 18 июля 2017 года) Федеральный закон направлен на установление обязанности иностранного инвестора или группы лиц в течение девяноста дней со дня регистрации хозяйственного общества, которое имеет место нахождения на территории Республики Крым или территории города Севастополя, представить в уполномоченный орган информацию о находящихся в их владении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал соответствующего хозяйственного общества в случае, если данное хозяйственное общество осуществляет хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. ТПП РФ по запросу Председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаева были подготовлены и направлены в Комитет замечания и предложения по правительственным поправкам к законопроекту.
11. 19 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (о запрете оборота отдельных категорий товаров) Закон разработан в целях законодательного наделения Правительства Российской Федерации правом своими решениями вводить запрет на оборот в РФ широкого перечня отдельных категорий товаров без каких-либо дополнительных требований или условий, которые должны, по мнению ТПП России, содержаться в Федеральном законе. В соответствии с частью 2 статьи 113.1 Федерального закона в редакции законопроекта порядок применения запрета на оборот отдельных категорий товаров, а также порядок распоряжения такими товарами в случае их обнаружения в обороте на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации одновременно с введением такого запрета. Полагаем, что положения названного законопроекта влекут серьезные риски для всех субъектов предпринимательства России, которые будут владеть, пользоваться или распоряжаться такими товарами на внутреннем рынке, в том числе до введения запрета на оборот, поскольку наделяет Правительство России правом установления широких полномочий по проверке товаров и лиц на внутреннем рынке. При этом Законом не предусмотрен порядок доведения до юридических лиц информации о статусе товара, который они планируют приобрести (т.е. является ли данный товар запрещенным к обороту на территории Российской Федерации или не является таковым). 24 июля Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Закон предложен к одобрению. Закон не поддержан ТПП России.
12. 19 июля принят Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (об установлении законами указанных субъектов РФ курортного сбора в размере не более 100 руб. с человека за день пребывания его на курорте). В ответственный Комитет Государственной Думы направлено заключение, депутатом Государственной Думы Алексеевой Т.О. внесены инициированные Палатой поправки. В принятом Федеральном законе учтена часть предложений ТПП РФ: снижен размер курортного сбора до 50 рублей в день, но только на 2018 год, средства от сбора будут направлять исключительно на развитие объектов курортной инфраструктуры (парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные); предусмотрено участие представителей туриндустрии при контроле за целевым расходованием и разработке предложений по его размеру; сбор ограничен только курортами федерального значения, исключена возможность его распространения на территорию всей страны. Курортный сбор вводится с 1 мая 2018 года. Закон одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту Российской Федерации. Закон не поддержан ТПП России.
13. 21 июня принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (№ 139-ФЗ от 01 июля 2017 года). В ответственный Комитет Государственной Думы направлено заключение, представители ТПП России принимали участие в рабочей группе данного Комитета по подготовке законопроекта ко второму чтению. Проект принят в редакции, согласованной сторонами социального партнерства, и уточняет условия заключения трудового договора с лицами в возрасте четырнадцати и пятнадцати лет, устраняет пробел в части продолжительности ежедневной работы (смены) работников в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет, продолжительность которой для всех работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) устанавливается - 4 часа. Закон поддержан ТПП России.
14. 21 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (лесная амнистия). Федеральный закон подготовлен в соответствии с предложениями бизнеса и направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории устанавливается приоритет ЕГРН в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Это позволит собственникам, права которых зарегистрированы в ЕГРН, легализовать принадлежащие им земельные участки, находящиеся на землях лесного фонда. Закон одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту Российской Федерации. Закон поддержан ТПП России.
15. 21 апреля принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 92-ФЗ от 1 мая 2017 года). Соавторами законопроекта выступили депутаты А.В.Лященко, Д.С.Скриванов, А.Б.Выборный). Законом предусматривается разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией, устанавливаются требования к таким банкам, а также определяются порядок и условия получения ими лицензий. С 1 января 2018 года минимальный размер собственных средств (капитала) для банка с универсальной лицензией - 1 миллиард рублей, а для банка с базовой лицензией - 300 миллионов рублей. Для банков с базовой лицензией вводится упрощенное регулирование и предусматривается исполнение меньшего количества нормативов, чем для банков с универсальной лицензией, при этом устанавливается ограничение на их деятельность. Банки с базовой лицензией не смогут открывать корреспондентские счета в заграничных банках, осуществлять высокорискованные операции. Палата поддержала концепцию Закона. Президент ТПП России С.Н.Катырин 28 марта выступил на съезде Ассоциации российских банков по данной теме, также представители Палаты 3 апреля участвовали в парламентских слушаниях «Законодательный аспект создания многоуровневой банковской системы». Закон поддержан ТПП России.
II. Законопроекты, окончательное рассмотрение которых перенесено на осеннюю сессию 2017 года
1. Проект федерального закона № 204628-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части совершенствования корпоративного управления). Законопроектом предусматриваются следующие изменения: уточняются критерии, исходя из которых, размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным уставом; владельцам привилегированных акций предоставляется право голоса по вопросу внесения в устав положения об объявленных привилегированных акциях соответствующего типа в случае, если размещение таких дополнительных акций негативно отразится на их дивидендных правах; вносятся положения о комитете совета директоров в ПАО; вносятся положения о внутреннем аудите и системе внутреннего контроля и управления рисками в ПАО и др. ТПП РФ направила заключение к первому чтению законопроекта, в котором представила замечания, среди которых: необходимость конкретизировать положения законопроекта о комитетах совета директоров, основываясь на актах Банка России (Письмо от 15.09.2016 г. № ИН-015-52/66 и Письмо от 10 апреля 2014 № 06-52/2463); необходимость раскрыть сущность и установить четкое правовое регулирование системы управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита в ПАО и др. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России при условии его доработки.
2. Проект федерального закона № 207015-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части приведения в соответствие с новой редакцией Гражданского Кодекса Российской Федерации). Законопроект подготовлен Министерством юстиции Российской Федерации в продолжение состоявшейся реформы гражданского законодательства в части юридических лиц. Законопроект направлен на устранение в действующем законе пробелов и противоречий, возникших в связи с принятием Гражданского кодекса в новой редакции. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.
3. Проект федерального закона № 1166026-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Законопроектом предусматривается возможность уполномоченных банков отказывать клиентам в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства РФ. ТПП России инициировала поправки ко второму чтению, которыми предлагается конкретизировать положения законопроекта в части формы и сроков направления отказа, в частности, решение об отказе в осуществлении валютной операции должно быть направлено уполномоченным банком в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения такого решения. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России при условии его доработки.
4. Проект федерального закона № 18416-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 - 2019 годов». Законопроектом предусматривается предоставление налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения или уплачивающих единый налог на вмененный доход, налогового вычета на приобретение контрольно-кассовой техники нового образца в размере 18 тысяч рублей. ТПП России внесла через депутата В.С. Скруга поправки ко второму чтению, которые предполагают расширение возможности применения вычета налогоплательщиками, которые согласно действующему законодательству не обязаны применять кассовые аппараты в своей деятельности. Кроме того, предлагается предоставить возможность применять налоговый вычет не только в отношении приобретения новых кассовых аппаратов но и на модернизацию имеющихся, а также распространить вычет на затраты сопряженные с использованием кассовых аппаратов нового образца (замена фискального накопителя, оплата услуг оператора фискальных данных и пр.). Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России при условии его доработки.
5. Проект федерального закона № 96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93-1 Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект наделяет налоговые органы полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике. Проектируемые нормы ставят под сомнение существование института аудиторской тайны, а их принятие скажется на доверии клиентов к аудиторам, что, безусловно, отразится на качестве оказываемых услуг. ТПП РФ направила заключение к первому чтению законопроекта, в котором представила предложения по его доработке, позволяющие минимизировать обозначенные риски. В частности, предлагается сохранить институт аудиторской тайны, а у аудиторов истребовать только конкретные документы, которые не удалось получить от налогоплательщика или его контрагентов в рамках налогового контроля. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России при условии его доработки.
6. Проект федерального закона № 231414-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)». Законопроектом предлагается внесение в НК РФ изменений, определяющих порядок взаимодействия налоговых органов РФ с компетентными органами зарубежных стран при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок. Законопроектом возлагаются обязанности на международные группы компаний по предоставлению дополнительной отчетности в налоговые органы, а также на организации финансового рынка в отношении предоставления информации о финансовых счетах своих клиентов. Предполагается, что налогоплательщики будут освобождены от ответственности за неисполнение предлагаемых законопроектом требований в период с 2018 по 2020 годы. Законопроект разослан членам налогового Совета ТПП РФ для замечаний и предложений. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Позиция ТПП РФ по законопроекту вырабатывается.
7. Проект федерального закона № 225063-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части предоставления рассрочки по уплате сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет по результатам налоговой проверки)». Законопроектом предлагается предоставлять рассрочку при невозможности единовременной уплаты налогоплательщиком начисленных налоговым органом по результатам налоговой проверки сумм налогов до истечения срока исполнения направленного требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. При этом налогоплательщик в качестве обеспечительной меры обязан будет предоставить банковскую гарантию на сумму доначислений и на весь срок рассрочки. Данная мера позволит придать налоговым правоотношениям устойчивость и исключить банкротство налогоплательщиков в связи с выявленной недоимкой по налоговым обязательствам. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
8. Проект федерального закона № 223287-7 «О внесении изменения в статью 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения процедуры возврата сумм излишне взысканных налогов)». Законопроектом предлагается увеличить срок подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа с одного месяца до трех лет. Предлагаемые законопроектом изменения позволят распространить досудебный порядок обжалования решений налогового органа об отказе возврата излишне уплаченных платежей. Предлагаемые законопроектом изменения позволят упростить процедуры возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пене и штрафов, сократить количество судебных споров. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
9. Проект федерального закона № 19750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания и деятельности базовых подразделений образовательных организаций) (первое чтение). Проектом уточняется порядок создания образовательными организациями совместно с предприятиями промышленности базовых подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся. Принятие указанного акта будет способствовать кадровому обеспечению предприятий, развитию инновационной составляющей в экономике Российской Федерации. Необходимость принятия этого акта прорабатывалась ТПП РФ в федеральных органах исполнительной власти с 2012 года. С момента разработки Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Палата настаивала на необходимости создания центров профессиональных квалификаций непосредственно на предприятиях. Рассмотрение проекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
10. Проект федерального закона № 194162-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (соавторы законопроекта А.Г. Аксаков, В.В.Дзюба, Д.С.Скриванов). Законопроектом предлагается страховать денежные средства, размещаемые микропредприятиями и малыми предприятиями на основании договора банковского вклада (депозита) или счета, включая начисленные проценты. Размер страхового возмещения будет аналогичен определенному для граждан и индивидуальных предпринимателей (100% суммы вклада в банке, но не более 1,4 млн. рублей). Законопроектом также устанавливается перечень документов, которые должны будут подать субъекты малого бизнеса в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» для выплаты им возмещения, и порядок перечисления Агентством соответствующих сумм. Палатой направлено заключение в профильный Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
11. Проект федерального закона № 87874-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации». ТПП РФ направляла поправку в профильный Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и депутату Государственной Думы А.В.Балыбердину. Поправкой исключается предложенная авторами законопроекта новелла об увеличении срока выдачи национальным органом по аккредитации с 5 до 10 рабочих дней аттестата аккредитации на бумажном носителе и дубликата аттестата аккредитации. Профильный Комитет Государственной Думы формирует таблицы поправок для рассмотрения их по существу. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России.
12. Проект федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Законопроектом определяются правовая основа, принципы судебно-экспертной деятельности и порядок ее осуществления, устанавливаются требования к государственным и негосударственным судебно-экспертным организациям (СЭО), вводятся профессиональные критерии для руководителя СЭО и т.д. ТПП России в марте 2016 года направила в Государственно-правовое управление Президента РФ и ответственный комитет Государственной Думы замечания. По мнению Палаты, законопроект требует дальнейшей доработки, поскольку содержит существенные риски и негативные последствия для бизнеса, вводит избыточные обязанности и дополнительные расходы для негосударственных судебно-экспертных организаций. В частности, ТПП РФ возражает против введения лицензирования негосударственных судебно-экспертных организаций. Это противоречит заявленному руководством страны общему тренду на снятие барьеров в сфере экономической деятельности. Кроме того, в отношении государственных судебно-экспертных организаций получение лицензий не предусмотрено, что ставит их в более выигрышное положение по сравнению с негосударственными судебно-экспертными организациями. Ранее Палатой направлена в Госдуму поправка, согласно которой статью 13 проекта предложено дополнить нормой, предоставляющей право торгово-промышленным палатам осуществлять данный вид деятельности в соответствии с их учредительными документами. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на неопределенный срок. Законопроект в представленной редакции ТПП России не поддерживается.
13. Проект федерального закона № 232807-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию». Внесен депутатом Государственной Думы А.Б. Выборным. Законопроектом предлагается распространить на арбитров (третейских судей) действие статьи 202 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями частных нотариусов и аудиторов, а также статьи 204 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за коммерческий подкуп. Статьи 204 и 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить указанием на получение услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ. Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на осеннюю сессию 2017 года. Позиция ТПП России по законопроекту формируется.
14. Проект федерального закона № 187920-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов». Законопроект предлагает в целях устранения препятствий и сокращения сроков оформления прав на земельные участки для размещения и эксплуатации линейных объектов (линии электропередач, водопроводов, газопроводов и т.п.) модернизировать публичный сервитут, который будет устанавливаться в одностороннем порядке на основании административного решения органа государственной власти или местного самоуправления на всем протяжении линейного объекта.
Направлено заключение в ответственный Комитет Государственной Думы, в котором указано, что законопроект ставит компании – правообладатели публичного сервитута в преимущественное положение по сравнению с иными правообладателями земельных участков; непоступление в установленный срок платы за публичный сервитут должно являться основанием прекращения публичного сервитута в отношении всех земельных участков, а не только находящихся в государственной или муниципальной собственности и не представленных третьим лицам; предложено также уточнить сроки и порядок информирования правообладателей земельных участков в связи с установлением публичного сервитута. Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект в представленной редакции ТПП России не поддерживается.
15. Проект федерального закона № 140177-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов». В ответственный комитет Государственной Думы направлено заключение ТПП России, в котором предложено предусмотреть установление уполномоченным органом особенностей использования, охраны и защиты для ряда категорий защитных лесов; предусмотреть особый статус государственных лесных полос созданных на землях сельскохозяйственного назначения. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект в целом поддержан ТПП России.
16. Проект федерального закона № 623906-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме). Законопроектом предполагается: автоматическое направление заказчику заявок (по частям) в установленные сроки и обеспечение открытия доступа к ним; формирование протоколов оценки заявок по этапам их рассмотрения; рассылка в личные кабинеты участников закупки информации о полученных ими баллах и лучшей оценке по результатам рассмотрения всех заявок; проведение переторжки (процедуры улучшения ценового предложения) автоматическое ранжирование ценовых предложений; формирование итогового протокола по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). ТПП РФ в Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству были направлены замечания и предложения по правительственным поправкам к законопроекту. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России при условии его доработки.
17. Проект федерального закона № 18549-7 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроект предполагает изменение
положений Федерального закона ТПП России внесла через депутата ГД А.Г. Кобилева поправки ко второму чтению, которые предполагают конкретизировать порядок проведения торгов в сфере наружной рекламы, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства (специализированные торги в сфере наружной рекламы), в части определения размера задатка, срока его возврата, определения минимальной и максимальной доли от общего количества мест установки рекламных конструкций для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также допуска к участию в торгах в сфере наружной рекламы. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года. Законопроект поддерживается ТПП России при условии его доработки.
III. Законопроекты, разработанные ТПП России
1. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3.1. Федерального закона «О банке развития». Законопроектом предложено уточнить функции ТПП РФ в качестве субъекта поддержки экспорта. Так, в соответствии с Законом о ТПП палаты вправе выполнять функции организаций, входящих в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, участвовать в реализации федеральных целевых и инвестиционных программ. Однако Федеральный закон «О банке развития» связывает реализацию функций в целях финансовой поддержки экспортной деятельности только с Внешэкономбанком, Российским экспортным центром, акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком и их дочерними хозяйственными обществами. Закон не предполагает реализацию торгово-промышленными палатами указанных полномочий. В этой связи предлагается внести изменения в статью 3.1. Федерального закона «О банке развития» в части привлечения торгово-промышленных палат к деятельности по финансовой поддержке экспорта. Это позволит торгово-промышленным палатам более эффективно выполнять свои функции в целях модернизации российской экономики и развития бизнеса. Законопроект направлен Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалову с просьбой дать поручение федеральным органам исполнительной власти проработать данный вопрос. Также законопроект направлен Заместителю Министра экономического развития Российской Федерации Подгузову Н.Р. (Исх. №04в/0054 от 29.03.2017 г.).
2. Проект федерального закона «О внесении изменений в часть 2 статьи 15 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Законопроектом предусматривается включение торгово-промышленных палат в перечень организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Законом РФ от 07.07.1993 года № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» установлено, что торгово-промышленные палаты имеют право выполнять функции организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, торгово-промышленные палаты прямо не указаны в перечне организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренным частью 2 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Такое положение дел дает формальный повод органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не включать торгово-промышленные палаты в число исполнителей региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Законопроект направлен Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалову с просьбой дать поручение федеральным органам исполнительной власти проработать данный вопрос. Кроме того, законопроект направлен Статс-секретарю – заместителю Министра экономического развития Российской Федерации Фомичеву О.В. (ПР/0228 от 22.03.2017 г.).
3. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации». Проектом предлагается расширить сферу действия указанного Федерального закона за счет возможности присваивать статус наукограда не только городам, но и иным муниципальным образованиям, в том числе со статусом моногородов. В настоящее время действие Закона направлено только на создание наукоградов среди муниципальных образований городского типа. В результате замедляется инновационное развитие в иных муниципальных образованиях, в том числе на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). В случае принятия законопроекта моногорода получат возможность в приоритетном порядке претендовать на получение субвенций из федерального бюджета, которые в свою очередь могут быть направлены на развитие их градообразующей инновационной инфраструктуры. Законопроект направлен Председателю экспертного совета по развитию моногородов, Депутату Государственной Думы Балыбердину А.В. с целью дальнейшего получения отзыва Правительства Российской Федерации.
4. Проект федерального закона № 1018052-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (соавторы законопроекта депутаты Д.Б.Кравченко, А.Н.Козловский). Законопроект позволит сформировать правовую основу деятельности промышленных технопарков, а также утвердить порядок применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных в отношении промышленных технопарков. ТПП РФ поддержала в целом концепцию законопроекта, направив письмо в профильный Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Палата также направила депутатам Д.Б.Кравченко и А.Н.Козловскому поправки, дополняющие законопроект понятиями «технологический коридор», «технологическая платформа», «технологическая долина (технологический кластер)», «российская промышленная продукция». Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2017 года.
5. Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект направлен на совершенствование порядка уплаты налога на доходы физических лиц и сдачи соответствующей отчетности. Законопроектом, в частности, предлагается установить две даты отражения выплат работникам: с 1 по 15 число месяца и с 16 по последнее число месяца. Сейчас в отчетности по НДФЛ отражается каждая выплата, что создает для бизнеса дополнительную нагрузку (большой объем отчетности). Принятие законопроекта позволит сократить издержки бизнеса и упростит порядок составления отчетности. Законопроект направлен группой депутатов Госдумы в Экспертно-консультативный совет фракции «Единая Россия» для предварительного рассмотрения. Законопроект был доработан по замечаниям Экспертно-консультативного совета Государственной Думы и направлен на повторное рассмотрение.
6. Проект федерального закона «О внесении дополнений в статьи 39, 171 и 264 Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроектом предложено определить порядок учета исполнения социальных обязательств, содержащихся в инвестиционных контрактах. В частности, предлагается определить порядок возмещения НДС при передаче социального объекта в собственность государства или муниципального образования, а также определить порядок учета затрат, связанных с возведением социального объекта, в расходах по налогу на прибыль организаций. Проект обсуждался на заседании налогового Совета 4 июля 2017 г. и в целом был поддержан бизнесом. Законопроект направлен в Минфин России для рассмотрения.
7. Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в подпункт 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект направлен на уточнения норм НК РФ, предоставляющих равные права всем производителям драгоценных металлов на применение нулевой ставки НДС, в том числе в отношении операций по производству драгоценных металлов из лома и отходов. Сегодня применять нулевую ставку НДС могут только организации, осуществляющие добычу и производство драгоценных металлов, которые имеют лицензию на добычу полезных ископаемых. Организации, осуществляющие производство драгоценных металлов из лома и отходов, такой льготой воспользоваться не могут, поскольку их деятельность не подлежит лицензированию. Законопроект предусматривает применение нулевой ставки НДС в отношении драгоценных металлов, реализуемых налогоплательщиками, осуществляющими их производство из лома и отходов, без лицензии. Необходимость внесения соответствующих изменения в налоговое законодательство предварительно поддержано Министерством финансов РФ. Законопроект направлен депутатом Госдумы Т.О. Алексеевой в Экспертно-консультативный совет фракции «Единая Россия» для предварительного рассмотрения.
8. Проект закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы «О налоге на имущество организаций». Проект предусматривает введение на региональном уровне налоговой льготы в отношении движимого имущества принятого на учет после 1 января 2013 года. Соответствующая налоговая льгота, согласно 401-ФЗ, будет отменена на федеральном уровне с 1 января 2018 года, однако данную льготу смогут ввести региональные власти. Проект закона направлен депутату Московской городской Думы, Президенту Московской ТПП РФ В.М. Платонову для внесения на рассмотрение в Мосгордуму.
9. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.21.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроект предусматривает дополнение статьи 12.21.1. КоАП РФ примечанием, согласно которому лица (индивидуальные предприниматели или юридические лица), осуществившие погрузку груза в транспортное средство навалом или насыпью, не превысив допустимой массы транспортного средства, освобождаются от административной ответственности за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства. Предлагаемый законопроект позволит исключить формальный подход к привлечению лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, к административной ответственности и гарантировать защиту их прав и законных интересов в сфере грузоперевозок. Законопроект направлен первому заместителю Председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству В.Б. Ефимову для внесения на рассмотрение в Экспертно-консультативный совет фракции «Единая Россия».
10. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положением, позволяющим контрольно-надзорному органу по заявлению подконтрольного субъекта осуществить проверку исполнения предписания досрочно. Законопроект направлен депутатом А.В. Балыбердиным на рассмотрении Экспертно-консультативного совета фракции «Единая Россия» в Государственной Думе.
11. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Разработка законопроекта предусмотрена п.4 Плана законопроектной деятельности ТПП России на 2017 год. Законопроектом вносятся изменения в ст. 7.1 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Изменениями предлагается переложить обязанность по предоставлению в Единый федеральный реестр сведений о деятельности юридических лиц сведений информации о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности, с юридического лица на соответствующие лицензирующие органы. Законопроект направлен депутатом А.Г. Кобилевым на рассмотрении Экспертно-консультативного совета фракции «Единая Россия» в Государственной Думе и в Правительство РФ.
12. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Законопроектом устанавливаются правовые основы организации и реализации практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в Российской Федерации. Предполагается, что дуальная модель будет осуществляться в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. При этом дуальная модель обучения будет носить добровольный и договорной характер. В рамках дуальной модели законопроектом предусматривается институт наставничества. Дуальная модель обучения может стать эффективным механизмом, позволяющим подготовить высококвалифицированных специалистов, адаптированных к реальным запросам работодателей и востребованных на рынке труда. Законопроект был доработан по замечаниям Экспертно-консультативного совета фракции «Единая Россия» в Государственной Думе. Законопроект направлен депутатом А.Г. Кобилевым на рассмотрение в Министерство образования РФ.
______________________________________________ Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ zakon@tpprf.ru, 8 495 620 03 92
Короткая ссылка на новость: https://www.souztransrus.ru/~gCA1Y
|