Последние новости
|
Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества за март 2017 года
1 июля 2017
Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества за март 2017 года
№ 141 март 2017 года
ТПП РФ предложила меры налогового стимулирования повышения экономического роста страны В марте представители ТПП РФ участвовали в серии мероприятий, организованных на площадках федеральных министерств, на которых обсуждались предложения в план действий Правительства РФ на 2017-2025 гг. В рамках данной работы Палата предложила ряд стимулирующих налоговых мер для российской экономики. В частности, предложено ввести прямую инвестиционную налоговую льготу по налогу на прибыль в форме уменьшения суммы уплачиваемого налога в размере 50% затрат компаний на модернизацию и реконструкцию имеющихся основных фондов. По мнению бизнеса, эффективность налоговых льгот в рамках территорий опережающего развития, региональных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов в некоторых субъектах РФ остается низкой. Эти льготы тяжело получить и сложно администрировать, особенно в условиях, когда ежегодно меняются правила налогообложения. Введение прямой инвестиционной налоговой льготы позволит предприятиям чаще производить обновление основных фондов, расширять производство, применять современное энергоэффективное оборудование в производстве, что, в свою очередь, снизит травматизм, вредность производства, а также повысит производительность труда. Среди мер, направленных на поддержку промышленного производства, Палатой было предложено предоставить льготы по земельному налогу и налогу на имущество в отношении объектов основных средств, находящихся на консервации и реконструкции, а также которые проходят обкатку. По факту такие объекты не позволяют извлекать какой-либо доход либо его объемы крайне малы и зачастую позволяют только «перекрыть» расходы на уплату обязательных платежей. Реализация такой меры позволит бизнесу потратить высвободившиеся средства на собственные нужды: реконструкцию объектов, строительство новых объектов, правильную обкатку оборудования и пр. Палата также предложила ряд мер налогового стимулирования малого и среднего бизнеса (далее – МСП). В частности, было предложено предоставить предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения или уплачивающим единый сельскохозяйственный налог, право добровольно становиться плательщиками НДС. Сегодня специальные налоговые режимы выгодны только тем предприятиям МСП, которые осуществляют реализацию конечному потребителю. В цепочки с крупным бизнесом им крайне сложно встраиваться, поскольку эти субъекты не являются плательщиками НДС, что создает сложности и «разрывы» в налогообложении. Реализация такого предложения позволит значительно увеличить объемы взаимодействия малого и крупного бизнеса, даст дополнительные стимулы малым предприятиям, увеличит их количество и соответственно приведет к росту поступлений в бюджет, сокращению безработицы и пр. Кроме того, Палата предложила рассмотреть возможность применения единого налога на вмененный доход бессрочно (сейчас режим действует до 2021 года). Это наиболее понятный и востребованный режим налогообложения для малого бизнеса, его сохранение значительно повлияет на стабильность налоговой системы.
Субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере легкой промышленности получат поддержку 28 марта т.г. Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 134683-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – законопроект). В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) установлены предельные значения показателей, используемых для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП): по размеру дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (до 120 млн. рублей - микропредприятия, до 800 млн. рублей - малые предприятия, до 2 млрд. рублей - средние предприятия); по размеру среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (до 15 человек - микропредприятия, до 100 человек - малые предприятия, до 250 человек - средние предприятия). Вместе с тем показатели деятельности отдельных предприятий в сфере производства и оказания услуг в силу технологических особенностей и высокой трудоемкости производственных процессов превышают установленные предельные значения. Такие предприятия могут создавать рабочие места для большого числа граждан, однако генерировать выручку в меньшем объеме. При соответствии предельному значению по размеру годового дохода (до 2 млрд. рублей) они превышают предельное значение по размеру среднесписочной численности работников, установленное для субъектов среднего предпринимательства (250 человек), и, таким образом, не могут быть наделены статусом субъекта малого или среднего предпринимательства и участвовать в программах поддержки, реализуемых в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ. Такая ситуация характерна, в частности, для предприятий легкой промышленности. Законопроектом предусмотрено, что к субъектам МСП могут быть отнесены хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, которые осуществляют в качестве основного вида предпринимательскую деятельность, относящуюся к легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила установленное Федеральным законом № 209-ФЗ предельное значение для средних предприятий, но не превысила предельного значения, устанавливаемого Правительством Российской Федерации для целей отнесения таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств к средним предприятиям. Законопроектом также предусмотрено, что деятельность, относящаяся к сфере легкой промышленности, будет признаваться основной при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет более 70 процентов в общем объеме доходов юридического лица. Таким образом, создается возможность для расширения круга субъектов среднего предпринимательства, что позволит оказывать поддержку значимым инвестиционным проектам по модернизации и созданию новых производств в отдельных отраслях промышленности в индивидуальном порядке. В целом законопроект поддержан ТПП РФ. Вместе с тем Палата отмечает, что проблема с неотнесением к субъектам МСП предприятий деревообрабатывающей промышленности схожа с отраженной в законопроекте проблемой предприятий, осуществляющих деятельность в сфере легкой промышленности. В связи с этим предлагается дополнить виды предпринимательской деятельности, осуществляя которые на указанных в законопроекте условиях, предприятия могут быть отнесены к субъектам МСП, классом 16 «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Правительство предлагает осуществлять экологический надзор при строительстве/реконструкции капитальных объектов
2 марта Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 113578-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований» (далее – законопроект). ТПП России направила заключение в профильный Комитет Государственной Думы. В соответствии с законопроектом при строительстве, реконструкции ряда объектов капитального строительства (в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории) полномочия по проведению экологического надзора от органов государственного строительного надзора передаются федеральному государственному экологическому надзору и с установлением особенностей организации и проведения проверок таких объектов. В частности, проверки предлагается проводить без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок на основании: - поступивших в Росприроднадзор извещений о сроках начала и окончания строительства, об устранении нарушений и о фактическом окончании строительства; - по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о нарушениях обязательных требований и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей среде либо повлекли причинение такого вреда; - на основании программы проверок, разрабатываемой Росприроднадзором. При этом не указано, на какой срок будет разрабатываться Росприроднадзором программа проверок, будет ли доступна информация о ней для проверяемых лиц. Законопроект также предлагает дополнить статью 19.5 КоАП РФ новыми составами административных правонарушений, предусматривающими санкции за невыполнение в установленный срок законного предписания Росприроднадзора об устранении различных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, предусмотренных КоАП РФ. Причем размеры административных штрафов за неисполнение предписаний устанавливаются в 2,5 - 70 раз выше по сравнению со штрафами за выявленное нарушение. На наш взгляд, невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушения законодательства, хотя и содержит самостоятельный состав административного правонарушения, но при этом штраф за невыполнение предписания об устранении нарушения не должен быть выше, чем штраф за совершение самого нарушения. Кроме того, в отсутствие порядка установления срока на выполнение предписания и невозможности продления сроков выполнения выданных Росприроднадзором предписаний повышение штрафных санкций может стать дополнительным необоснованным обременением для юридических лиц. Палата полагает преждевременным внесение изменений в КоАП РФ в части увеличения административных штрафов за невыполнение в установленный срок предписаний. ТПП РФ также предлагает при доработке законопроекта исключить положения, предусматривающие необходимость проведения федерального экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов, отнесенных в соответствии с законодательством об охране окружающей среды к I категории (объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий), поскольку это приведет к значительному увеличению трудовых и временных затрат лиц, осуществляющих строительство, на сопровождение проверок. При этом с 1 января 2018 года проектная документация объектов I категории будет подлежать обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня, которую тоже проводит Росприроднадзор. По мнению ТПП РФ, законопроект нуждается в доработке.
Новый порядок уплаты штрафов за нарушения в области таможенного дела позволит экономить
В марте Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 130151-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела). В целях стимулирования к добровольной уплате штрафа в более короткие сроки проектом предлагается предоставить лицам, привлеченным к ответственности за правонарушения в области таможенного дела, возможность уплачивать в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу штраф в размере половины суммы наложенного штрафа при условии исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено наказание. По данным статистики, в настоящее время лицами, привлеченными к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, в добровольном порядке не уплачивается значительное количество наложенных штрафов. Предлагаемая проектом мера позволит увеличить собираемость штрафов за правонарушения в области таможенного дела, исключить случаи необоснованного и формального обжалования постановлений о наложении штрафа, снизить нагрузку на должностных лиц таможенных органов, судей, сократить количество направляемых для принудительного исполнения постановлений, штраф по которым не был оплачен добровольно. Возможность уплачивать только половину от суммы наложенного штрафа уже имеется в КоАП РФ в части отдельных правонарушений в области дорожного движения. Законопроект направлен на создание наиболее благоприятных условий для уплаты должниками штрафов в целях пополнения федерального бюджета и сокращения дебиторской задолженности, их стимулирование к скорейшему выполнению обязанностей (таможенное декларирование, уплата таможенных платежей, получение разрешительных документов на товары), за неисполнение которых лица привлечены к административной ответственности. Законопроект Палатой поддерживается.
ТПП РФ предлагает упростить процедуру повторной регистрации и аккредитации участников закупок ТПП РФ в Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству направлены предложения и замечания по правительственным поправкам к законопроекту № 623906-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Законопроект направлен на регламентацию проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме. Позиция ТПП РФ заключается в упрощении процедуры повторной регистрации и аккредитации участников закупок посредством введения уведомительного характера продления регистрации и аккредитации с предоставлением соответствующих документов исключительно в случае изменения реквизитов и (или) организационно-правовой формы участника закупок. Правительственные поправки предполагают также включение в государственный контракт условия об уменьшении суммы контракта, заключенного как с физическим, так и с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате заказчиком. По мнению ТПП РФ, принятие данной правительственной поправки может оказать негативное влияние на участников закупок ввиду необходимости планирования такими участниками расходов на выполнение государственного контракта, которые осуществляются исходя из ценового предложения участника, в том числе с привлечением заемных средств. В данном случае уменьшение цены контракта на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей может также спровоцировать ненадлежащее исполнение государственных контрактов со стороны участников закупок. Коротко 3 марта постановлением Правительства РФ № 255 «О порядке исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждены Правила ее исчисления и взимания. Плата взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение отходов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся хозяйственной деятельностью, если эта деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата не взимается с хозяйствующих субъектов, деятельность которых оказывает минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории). Правилами предусмотрено, что к ставкам платы могут применяться стимулирующие коэффициенты. 18 марта вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.03.2017 года № 245 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806». В перечень включено 33 новых вида контроля и надзора, в том числе: · региональный государственный экологический надзор; · государственный земельный надзор; · федеральный государственный транспортный надзор; · лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; · федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств; · государственный надзор в сфере рекламы; · государственный жилищный надзор. Федеральным органам исполнительной власти поручено до 15 мая 2017 года внести в Правительство РФ проекты актов об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности по видам осуществляемого государственного контроля (надзора). 28 марта Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 134557-7 «О внесении изменений в статьи 7-1 и 7-3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Предлагаемые проектом федерального закона изменения направлены на установление для аудиторов обязанности по уведомлению органа, осуществляющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. 28 марта Президентом РФ подписан Федеральный закон № 48-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Законом в Бюджетный кодекс РФ вносятся изменения, касающиеся формирования основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации в качестве единого документа, используемого при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете и направляемого в Государственную Думу в составе документов и материалов к нему. Полномочиями по разработке и представлению указанного документа в Правительство РФ наделяется Минфин России. Законом также предусматривается формирование основных направлений бюджетной и налоговой политики органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в виде единого документа.
Департамент законотворческой деятельности ТПП России (тел. 8 495 620-03-92; proekt@tpprf.ru)
Короткая ссылка на новость: https://www.souztransrus.ru/~3ThMS
|