Версия для слабовидящих





Мероприятия:


Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 133 январь-февраль 2016 года

10 марта 2016

Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

№ 133 январь-февраль 2016 года

Неналоговые платежи – к общему знаменателю!

С начала 2016 года на различных площадках состоялась серия обсуждений предложений Палаты по реформированию системы установления и взимания так называемых «неналоговых платежей», разработки соответствующего рамочного закона и Дорожной карты под эгидой АСИ.

Так, 18 января на встрече Президента ТПП РФ С.Н. Катырина с членами Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса основной темой обсуждения стали именно неналоговые платежи. На встрече было отмечено, что уровень налоговой нагрузки на бизнес за 2015 год, по данным Минфина России, составил порядка 34,4 %. Но по оценкам ТПП РФ и бизнеса, уровень налоговой нагрузки в России несколько выше. Это связано с тем, что в нашей стране, помимо налогов и сборов, бизнесу необходимо уплачивать т.н. обязательные неналоговые платежи. В конце прошлого года Палата провела экономический и правовой анализ взимаемых неналоговых платежей, устанавливаемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также оценили степень их влияния на бизнес. Исследование показало, что на федеральном уровне установлено порядка 50 неналоговых платежей (природоохранные взносы, градостроительные отчисления, социальные взносы, автодорожные взносы и т.д.), порядок уплаты которых зачастую регламентирован в подзаконных актах языком инструкций, в результате чего эти нормы по-разному трактуются чиновниками на местах.

С.Н. Катырин подчеркнул, что такое положение дел создает для бизнеса дополнительные финансовые и административные барьеры. Он отметил, что на сегодняшний день уплата неналоговых платежей уже выросла в большую проблему и преграду для некоторых отраслей экономики. Бизнесу, по словам главы ТПП РФ, сегодня нужны более чёткие и единые для всех случаев принципы и правила установления и взимания таких платежей.

11 февраля обсуждения данного вопроса продолжилось на совещании «О предложениях по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части некодифицированных платежей, имеющих признаки налогов и сборов», организованном Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам при участии ТПП РФ. На мероприятии было отмечено, что общий объем таких платежей в 2016 году перевалит за 1 % внутреннего валового продукта, а это порядка 1 миллиарда рублей нагрузки, не учитываемой Минфином России при подсчете налоговой нагрузки на бизнес. Кроме того, представителями ТПП РФ и бизнеса поднимался вопрос о том, что неналоговые платежи устанавливаются не только на федеральном, но и на региональном, и на местном уровне. Так, например, планируется ввести так называемый «гостиничный сбор» в размере 150 рублей за сутки пребывания в гостинице (пока в качестве эксперимента только в Ставропольском крае). В Якутии планируют создать региональный фонд экологического страхования, который будет формироваться за счет взносов компаний – недропользователей, и др. Для предотвращения дальнейшего «растаскивания квазиналогов» по отраслевым актам сенаторами было, в частности, предложено наложить мораторий на принятие новых актов до установления единых правил введения и взимания таких платежей.

Президент Палаты обозначил необходимость реформирования системы неналоговых платежей как одну из первоочередных мер по обеспечению экономического роста страны на парламентских слушаниях в Госдуме, которые состоялись 12 февраля по теме «Об основных мерах по обеспечению экономического роста». Было предложено принять рамочный закон, который бы определил единые правила установления и взимания неналоговых платежей, их основные элементы и порядок уплаты; ускорить создание единого перечня (реестра) таких платежей; укрупнить несколько десятков неналоговых платежей до нескольких видов, что существенно упростит их взимание.

Черту в серии обсуждений подвел Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на VII Съезде ТПП РФ 1 марта. Глава государства в очередной раз поддержал инициативу Палаты по разработке единых подходов к формированию неналоговых платежей и дал соответствующие поручения Правительству РФ и Агентству стратегических инициатив по созданию «дорожной карты» и внесению необходимых изменений в законодательство.

Проект нового КоАП РФ несет риски для бизнеса

18 декабря 2015 года в Государственную Думу депутатами В.Н. Плигиным, Д.Ф. Вяткиным и др. внесен проект федерального закона
№ 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проект предусматривает ряд мер, которые создают существенные риски для бизнеса, и не в полной мере соответствуют политике государства, направленной на снижение административной нагрузки на предпринимателей.

В частности, законопроектом устанавливается новый вид административного наказания - ликвидация юридического лица. Отметим, что в текущей редакции законопроекта ликвидация юридического лиц в качестве санкции предусмотрена лишь в отношении трех составов административных правонарушений, представляющих высокую общественную опасность: создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей; изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов; оказание финансовой поддержки терроризму.

Однако введение такого вида административного наказания в будущем, по мнению ТПП РФ, может повлечь его распространение и на иные составы административных правонарушений.

Кроме того, законопроектом устанавливаются завышенные штрафные санкции по отдельным статьям Особенной части по сравнению с действующей редакцией КоАП. Так, например:

за нарушение законодательства о лотереях максимальный штраф в проекте – до 2-х млн. рублей, в действующей редакции КоАП – 300 тысяч рублей;

за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности максимальный штраф в проекте - до 10 млн., в действующей редакции КоАП – 300 тысяч;

за нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия максимальный штраф в проекте - до 5 млн., в действующей редакции КоАП – 300 тысяч;

за нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества максимальный штраф в проекте – до 2 млн., в действующей редакции КоАП – 500 тысяч и т.д.

Такие штрафы, по мнению Палаты, неприемлемы для бизнеса в сложившейся экономической ситуации и могут вызвать массовые банкротства предпринимателей или уход бизнеса «в тень». Размеры штрафов должны быть снижены, особенно, это касается субъектов малого и среднего предпринимательства.

Опасения Палаты вызывает также сближение института административной ответственности с системой уголовного права, выражающееся, в том числе, в увеличении в ряде случаев до 6 лет сроков давности привлечения к административной ответственности, закреплении возможности применения одновременно с основным двух дополнительных административных наказаний, введении категорий административных правонарушений (значительные, менее значительные, грубые). Эти положения законопроекта снижают степень защищенности прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Замечания ТПП РФ были направлены в профильный комитет Госдумы.

В январе - феврале эксперты Палаты приняли участие в серии рабочих встреч по обсуждению проекта новой редакции КоАП РФ на площадках Госдумы, Общественной палаты РФ, Уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ.

По итогам обсуждений были приняты во внимание, в частности, следующие предложения ТПП РФ, касающиеся доработки проекта Кодекса:

- исключить суммирование административных штрафов за каждого работника по относящимся к одному составу нарушений в сфере трудового законодательства (включая охрану труда);

- в части административной ответственности за налоговые правонарушения (глава 29) было принято решение отказаться от ответственности в отношении организаций, поскольку такая ответственность уже предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Кроме того, полномочия по привлечению к административной ответственности за налоговые правонарушения было предложено возложить на ФНС России, а не распределять их между различными контрольно-надзорными органами;

- полностью переработать главу 25, предусматривающую административную ответственность в области торговли;

- в главе 28, предусматривающей ответственность в сфере государственных закупок, установить дифференцированные размеры штрафов для государственных заказчиков, а также распространить статьи, касающиеся ответственности за нарушение государственного оборонного заказа, на закупки в рамках гражданского госзаказа, что будет способствовать усилению ответственности должностных лиц.

Новый КоАП планируется принять в первом чтении в первой половине марта, ко второму чтению проект планируется доработать с участием ТПП и бизнеса.

ТПП РФ обеспечит защиту интересов бизнеса в рамках проведения реформы контрольно-надзорной деятельности

До 1 апреля 2016 года Правительство РФ планирует утвердить план мероприятий Правительства Российской Федерации («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в период 2016-2017 годов.

В январе-феврале на площадке государственных органов и в бизнес-среде прошел ряд совещаний по обсуждению проекта «дорожной карты».

ТПП РФ в целом поддержала общий подход к структуре и содержанию «дорожной карты». Вместе с тем, ТПП РФ были подготовлены предложения и замечания к составу мероприятий «дорожной карты», часть из которых была учтена разработчиками:

- предусмотрено участие представителей бизнеса в реализации мероприятий, затрагивающих интересы предпринимательского сообщества.

- прямо предусмотрено исключение дублирующих функций контрольно-надзорных органов;

- заложены мероприятия по разработке федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации».

Кроме того, ТПП РФ в адрес Правительства РФ направлены предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих применение к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений. Эти предложения включены в утвержденный антикризисный План Правительства РФ.

Также ТПП РФ по запросу Минэкономразвития России подготовлены предложения по устранению избыточных и дублирующих государственных функций контрольно-надзорных органов.

Для подготовки предложений была запрошена позиция профильных комитетов ТПП РФ, территориальных ТПП и членских организаций.

В предложениях ТПП РФ был сформулирован вывод о том, что в большинстве случаев речь должна идти не о дублировании полномочий (функций) контрольно-надзорных органов, но о дублировании предмета проверки. Такое дублирование в рамках различных видов контроля (надзора) влечет за собой избыточное воздействие на бизнес и дополнительные расходы государства на осуществление проверочных мероприятий по одному и тому же вопросу. Дублирование предмета проверки обуславливает необходимость ревизии обязательных требований с целью исключения возможности проверки одних и тех же требований различными контрольными органами.

Отдельно была обозначена проблема избыточного государственного контроля (надзора), связанная с широкими надзорными полномочиями органов прокуратуры, которые в сочетании с контрольно-надзорными проверками иных органов власти значительно увеличивают нагрузку на бизнес.

Также обращено особое внимание на нарушения со стороны должностных лиц, обусловленные размытостью формулировок цели и предмета проверки в документации о проведении контрольно-надзорных мероприятий (планах, приказах и т.д.).

В качестве конкретных предложений были даны предложения об исключении дублирования в таких сферах, как медицинская деятельность, защита прав потребителей, финансовые рынки, связь, лицензионный контроль, контрактная система.

Нельзя не отметить, что в первой половине января 2016 года Минэкономразвития России внесло в Правительство РФ проект распоряжения об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и органов ее осуществляющих.

ТПП РФ были направлены замечания и предложения к проекту распоряжения. В частности, было отмечено отсутствие в проекте описания некоторых важных элементов система оценки, а также процедуры закрепления показателей и порядка формирования и утверждения планов-графиков реализации этапов разработки и внедрения системы оценки. Были сформулированы предложения о целесообразности закрепления группы специальных межведомственных показателей и некоторые замечания юридико-технического характера.

ТПП РФ также был проанализирован опыт зарубежных стран (государств ЕС, в том числе Великобритании и Швеции, и США) в сфере риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля.

Материалы проведенного анализа были направлены в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации и Открытого Правительства.

Три дня на передачу документов

22 января в Государственную Думу депутатами М.Л. Шаккумом, Т.О. Алексеевой был внесен законопроект № 980099-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Законопроект разработан ТПП РФ и направлен на устранение административных барьеров и снижение издержек бизнеса связанных с получением разрешения на строительство.

Законопроектом устанавливается право застройщика предоставлять документы необходимые для получения разрешения на строительство на электронном носителе информации, вводится трехдневный срок для запроса в электронной форме документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, аналогичный срок устанавливается также для передачи таких документов в рамках межведомственного взаимодействия. В настоящий момент рассматриваемые сроки законодательством не определены и регулируются больших количеством подзаконных актов.

18 февраля профильный Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддержал законопроект, приняв решение рассмотреть его в первом чтении 18 марта текущего года. На законопроект получен положительный отзыв Правительства РФ.

Предстоят изменения законодательства в сфере специальной оценки условий труда

17 февраля Государственной Думой принят в первом чтении законопроект № 951060-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Проект закона подготовлен Правительством РФ по результатам правоприменительной практики и направлен на решение задач по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), в том числе в нем предусмотрены изменения, на необходимость которых указывала ТПП РФ.

В частности, законопроектом предусмотрены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ), уточняющие порядок определения перечня вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых процедура идентификации указанных факторов не проводится, также устанавливается переходный период для аттестации методик (методов) измерений или исследований, используемых при проведении СОУТ, расширяется перечень сведений об организациях, проводящих СОУТ, в реестре таких организаций и пр.

Поддерживая в целом принятие законопроекта в первом чтении, Палата предлагает при его доработке ко 2 чтению предусмотреть:

- исключение положения, устанавливающего право эксперта организации, проводящей СОУТ, ознакомиться со всеми документами и материалами, характеризующими технологический процесс (это повлечет возможность эксперта субъективно определять состав запрашиваемой документации, рост нагрузки на бизнес без очевидных выгод для повышения качества процедуры СОУТ);

- уточнение состава сведений, в отчете о проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы;

- срок, в течение которого отчет о проведении СОУТ должен быть утвержден председателем комиссии. Ожидается, что второе чтение законопроекта состоится в апреле 2016 года.

Оценка квалификации станет независимой

В феврале Палата принимала активное участие в обсуждении на различных площадках пакета проектов федеральных законов «О независимой оценке квалификации» и «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» и О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О независимой оценке квалификации», доработанных Минтрудом России.

В соответствии с основным законопроектом координатором системы независимой оценке квалификации является Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, полномочия которого определены Указом Президента РФ от 16.02.2014 г. № 249.

Также предусмотрено, что формирование системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам будет осуществляться объединениями работодателей и профсоюзами по сложной, многоступенчатой схеме. Для этого на базе отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей, объединения или ассоциации, представляющих профессиональные сообщества на общероссийском уровне создаются советы по профессиональным квалификациям в определенном виде профессиональной деятельности, которые наделяются соответствующими полномочиями решением Национального совета. В свою очередь, советы проводят отбор юридических лиц, которые будут являться центрами оценки квалификации. Центры оценки квалификации проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты с выдачей сертификата соискателю, успешно сдавшему профессиональный экзамен.

Прохождение оценки квалификации осуществляется на основании заключенного договора между работодателем и работником и должно быть добровольным для работника. Вместе с тем из текста проекта закона не усматривается, что независимая оценка квалификации – это добровольная процедура.

В соответствии с законопроектами услуги по независимой оценке квалификации являются платными для работодателя, направившего работника для ее прохождения, и соискателя (работника), решившего сдать экзамен по своей инициативе. Однако из основного проекта исключены все нормы, регулирующие вопросы установления тарифов на данные услуги. Изменения в Налоговый кодекс РФ предусматривают для работодателей возможность отнесения расходов на оценку квалификации на соответствие профессиональным стандартам к прочим расходам, связанным с производством. Для работников, проходивших оценку квалификации за свой счет, предусмотрен социальный налоговый вычет по подоходному налогу, при сохранении неизменным общего размера вычета. Это оценивается Палатой положительно.

Однако, по мнению ТПП РФ, проект федерального закона «О независимой оценке квалификации» требует доработки до внесения в Государственную Думу с учетом следующего:

- необходимо предусмотреть в законопроекте привлечение ТПП РФ и территориальных торгово-промышленных палат к формированию системы оценки квалификаций на различных уровнях, в т.ч. возможность создания на их базе советов по профессиональным квалификациям;

- действие законопроекта не должно распространяться на виды деятельности, требующие специальных знаний или специальной подготовки, в отношении которых порядок оценки квалификации регулируется иным законодательством;

- следует закрепить в законе основные положения договора, заключаемого работодателем и работником при направлении работника для прохождения независимой оценки квалификации;

- методика определения стоимости независимой оценки квалификации должна утверждаться уполномоченным органом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Иначе это может привести к значительным различиям в тарифах на данные услуги в зависимости от вида профессиональной деятельности и региона.

ТПП РФ в представленной редакции проект не поддерживает.

Все тайное станет явным

На рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 911054-6 «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», которым планируется изменить режим налоговой тайны. По мнению авторов проекта, раскрытие информации о хозяйствующих субъектах будет положительно сказываться на прозрачности экономики страны в целом, а налогоплательщики смогут проверять добросовестность своих контрагентов и оценивать свои риски при вступлении с ними в гражданско-правовые отношения. ТПП РФ и бизнес видят ряд рисков в связи проектируемыми изменениями.

Так, например, раскрытие информации о совокупной сумме уплаченных в отчетном периоде налогов и сборов может иметь негативные имиджевые последствия, например, для вновь созданных организаций, организаций применяющих налоговые льготы и др. У таких организаций суммы уплаченных налогов будут незначительными, либо отсутствовать вовсе, в связи с чем, есть риск, что контрагенты будут неохотно вступать с ними в гражданский оборот и организации обанкротятся. В данном случае информацию о сумме уплаченных налогов и сборов можно заменить на информацию о сданных в налоговые органы налоговых декларациях и иной отчетности, что косвенно будет подтверждать активную деятельность налогоплательщика, не влияя на его репутацию.

Отметим, что в январе т.г. на совещании по обсуждению законопроекта у Председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.М. Макарова указанные риски были озвучены представителями ТПП РФ. По итогам совещания ряд вопросов был снят представителями Минфина и ФНС России, которые заверили, что формат раскрытия информации будет тщательно регламентирован приказами и разъяснениями финансовых органов. Законопроект в целом поддерживается ТПП РФ при условии доработки.

ФАС разъяснила предпринимателям, какие соглашения являются недопустимыми

17 февраля 2016 года Президиум Федеральной антимонопольной службы РФ разъяснил вопросы несоответствия отдельных видов соглашений хозяйствующих субъектов законодательству о защите конкуренции, что существенно облегчит осуществление предпринимательской деятельности в пределах одного или нескольких товарных рынков. Это, в частности, касается так называемых «вертикальных» и «картельных» соглашений, согласованных действий на товарных рынках и др.

Так, разъяснено, что соглашение между производителем товаров и покупателем, имеющим намерение осуществлять перепродажу товаров (дистрибьютором), следует относить к «вертикальным». Например, если стороны такого соглашения реализуют товары в одних и тех же границах товарного рынка, и при условии, что на этом товарном рынке дистрибьютор осуществляет реализацию товаров, которые им приобретены у данного производителя, и не осуществляет производство взаимозаменяемых товаров.

Включение в «вертикальное» соглашение, достигнутое между хозяйствующими субъектами условия о минимальных либо фиксированных для реализации соответствующего товара ценах, может рассматриваться ФАС России как нарушение Федерального закона «О защите конкуренции». При этом доля на товарном рынке хотя бы одного из субъектов соглашения должна превышать двадцать процентов.

В качестве допустимых «вертикальных» соглашений могут быть признаны дилерские соглашения между автопроизводителями (или автодистрибьюторами) и официальными дилерами, отвечающие всем положениям Кодекса поведения, регулирующего отдельные аспекты взаимоотношений между указанными субъектами и независимыми сервисными станциями в автомобильном секторе, разработанного Комитетом автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса и согласованного с ФАС России.

Также ФАС России определены особенности выявления и доказывания недопустимых соглашений и согласованных действий на товарных рынках. В частности, при доказывании таких соглашений и действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения (договоры в письменной форме, протоколы совещаний (собраний), переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде).

К косвенным доказательствам относятся, например: оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо; формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом и др.

Недействующее юридическое лицо предложено оставлять в ЕГРЮЛ до завершения процедуры банкротства

20 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона № 1001592-6, направленный на обеспечение прав и гарантий кредиторов при банкротстве юридического лица. Законопроект был разработан в целях приведения положений законодательства в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 10-П. Указанным Постановлением Конституционный Суд признал пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не соответствующим Конституции Российской Федерации.

В частности Конституционный Суд отметил, что ликвидация должника - юридического лица, в отношении которого по заявлению кредитора возбуждено дело о банкротстве, и - как следствие - исключение его из ЕГРЮЛ возможны лишь по завершении процедуры конкурсного производства, в рамках которой должна быть обеспечена надлежащая защита имущественных прав кредиторов. Прекращение же правоспособности данного юридического лица в административном порядке на основании статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в период осуществления процедур банкротства приводит к необоснованному ограничению прав кредитора. Например, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ автоматически влечет за собой вынесение судебного решения о прекращении производства по делу о банкротстве данного юридического лица ввиду отсутствия должника de jure на основании пункта 5 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации. Это не гарантирует эффективную защиту прав кредитора.

Для устранения указанной коллизии предложено закрепить в законодательстве положения, не допускающие исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого имеется принятое арбитражным судом заявление о признании должника банкротом, производство по которому не прекращено.

Кроме того, устанавливается обязанность оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве представлять регистрирующему органу сведения о юридическом лице, в отношении которого имеется принятое арбитражным судом заявление о признании должника банкротом, производство, по которому не прекращено.

Положения законопроекта концептуально поддерживаются ТПП РФ.

Оценка действующих нормативных правовых
актов - важный инструмент развития предпринимательства

Для укрепления позиций института оценки действующих нормативных правовых актов, придания ему статуса полноценного инструмента противодействия действующим административным барьерам постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 1 января 2016 года введена новая процедура оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (ОФВ), которая позволит пересматривать малоэффективные нормативные акты в целях совершенствования действующего регулирования в контексте исключения необоснованных обязанностей, запретов и ограничений в бизнес сфере.

В настоящее время МЭР ведется работа по проведению ОФВ в 2016 году в пилотном режиме, включая анализ и отбор действующих нормативных правовых актов для прохождения указанной процедуры.

Основными критериями для отбора нормативных правовых актов в целях проведения ОФВ, по мнению Минэкономразвития России, являются:

- общественная значимость проблемы, на решение которой направлен принятый нормативный правовой акт;

- отношение принятого нормативного правового акта к отраслевым или иным приоритетам, установленным федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

- количество субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых затронуты нормативным правовым актом.

В связи с изложенным ТПП РФ были подготовлены в МЭР предложения по нормативным правовым актам, содержащим положения, затрудняющие ведение предпринимательской деятельности.

Коротко

9 января в Государственную Думу внесен правительственный законопроект № 968690-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ», направленный на полный переход с 1 января 2018 года к современным кассовым аппаратам, способным осуществлять передачу данных в электронном виде. Так как проект предполагает введение новых обязанностей для субъектов малого бизнеса по применению ККТ, ФНС России подготовило также проект изменений в НК РФ о налоговом вычете для бизнеса на сумму расходов на приобретение (модернизацию) ККТ. Это будет способствовать снижению затрат и позволит «смягчить» процесс адаптации к новым обязательным требованиям в отношении ККТ.

ТПП РФ в целом поддержала концепцию проектов, отметив при этом, что существует риск увеличения издержек субъектов малого бизнеса на приобретение и модернизацию кассовых аппаратов.

1 февраля Президент ТПП РФ С.Н. Катырин принял участие в первом заседании Совета по взаимодействию с бизнес-сообществом по совершенствованию правового регулирования инвестиционной деятельности и формированию благоприятной деловой среды Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Председатель Комитета А.Г. Аксаков, открывая заседание, отметил, что одной из главных целей Совета будет обсуждение ко второму чтению с участием бизнеса законопроектов экономической сферы, выработка рекомендаций по ним. Президент ТПП РФ поддержал данный подход, отметив, что действительно ко второму чтению зачастую вносятся поправки до неузнаваемости меняющие концепцию проекта, он также предложил не принимать форсированными темпами новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, дав возможность бизнеса детально его проработать

10 февраля получен положительный отзыв Минфина России на законопроект ТПП РФ «О внесении дополнений в статью 55 Налогового кодекса Российской Федерации». Проект предлагает распространить на индивидуальных предпринимателей порядок, согласно которому они не обязаны сдавать годовую отчетность в случае, если они были зарегистрированы в декабре - указанный срок прибавляется к следующему отчетному периоду. Эта мера снизит их издержки. Проект планируется в ближайшее время внести в Госдуму.

16 февраля Президент России В.В. Путин подписал распоряжение от
№ 27-рп «О рабочей группе по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства». Руководителем рабочей группы назначен Руководитель Администрации Президента РФ С.Б.Иванов. В состав рабочей группы включен также Президент ТПП России С.Н.Катырин.

Юридический департамент ТПП России

(т. (495) 620-01-28, ф. (495) 620-03-67, zakon@tpprf.ru)

Короткая ссылка на новость: http://www.souztransrus.ru/~apvEM