Версия для слабовидящих





Мероприятия:


Андрей Белоусов выступил на заседании Совета Федерации в рамках правительственного часа

17 апреля 2022

Андрей Белоусов выступил на заседании Совета Федерации в рамках правительственного часа

13 апреля 2022 16:30

Тема правительственного часа – «О мерах Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивости экономики».

Из стенограммы:

А.Белоусов: Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые сенаторы, коллеги!

В отчёте Председателя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе 7 апреля дана развёрнутая характеристика действий Правительства по преодолению последствий санкций, введённых против нашей страны. В этой связи сегодня я хотел бы остановиться на принципиальных направлениях антисанкционной повестки.

Очевидно, замысел наших геополитических противников состоит в том, чтобы максимально изолировать Россию от мировой экономики, буквально вырвать её из мирохозяйственных связей, запустив тем самым процессы деградации и распада нашей экономической системы.

По сути, предпринята попытка организовать глобальную блокаду России, состоящую, схематично, из четырёх «колец».

Финансовая блокада. Заблокировать доступ к финансовым рынкам и отсечь от финансовых расчётов. Поставить вне закона российские системообразующие банки.

Торговая блокада. Разорвать внешнеторговые связи. Максимально ослабить экспортный потенциал. Отсечь Россию от источников импорта критически важных товаров и услуг.

Транспортная блокада. Заблокировать важнейшие транспортные коммуникации, прежде всего авиационное, морское и автотранспортное сообщение.

Гуманитарная блокада. Разорвать контакты между людьми. Полностью свернуть общение в научной, культурной и образовательной сферах.

Разумеется, полностью создать такую блокаду невозможно. Невозможно изолировать Россию, шестую по величине экономику мира, от глобальной экономической системы. И события последних полутора месяцев об этом чётко свидетельствуют.

Тем не менее расчёт, очевидно, был в том, чтобы нанести ошеломляющий удар. Вызвать шок, панику на товарных и финансовых рынках. Исходя из этого, повестка Правительства состоит в следующем.

Первоначально – погасить шок и не допустить паники. Обеспечить функционирование ключевых экономических структур.

Далее – с учётом новой реальности обеспечить рост экономики, её качественное развитие. И на этой основе, как поставил задачу Президент, обеспечить стабилизацию и повышение реальных доходов и благосостояния наших граждан.

Сразу хотел бы отметить: для решения этих задач в кратчайшие сроки, буквально в считаные дни, была создана жёсткая система антикризисного управления.

Во-первых, сформирована централизованная система оперативных штабов, замкнутая на комиссию по повышению устойчивости российской экономики, возглавляемую лично Михаилом Владимировичем Мишустиным.

Работа ведётся ежедневно, все решения отрабатываются оперативно – в соответствии с меняющейся обстановкой.

Один из штабов, который возглавляем мы совместно с мэром Москвы Сергеем Семёновичем Собяниным, обеспечивает взаимодействие с регионами на уровне руководителей субъектов Российской Федерации.

Хотел бы поблагодарить за активное участие в этих заседаниях заместителя Председателя Совета Федерации Николая Андреевича Журавлёва.

Во-вторых, создана единая точка сборки всех инициатив – еженедельно пополняемый оперативный план. Пункты плана исполняются вне очереди, в сверхприоритетном порядке, что позволяет обеспечить гибкость и быстроту принятия решений. Достаточно сказать, что с начала санкций уже принято пять пакетов мер – это 250 мероприятий, из которых по 176 – уже принята нормативная база.

В этой связи я хотел бы выразить искреннюю благодарность депутатам Государственной Думы и сенаторам Совета Федерации за невероятно тесное взаимодействие с Правительством, поддержку, молниеносность в принятии важнейших законов.

В-третьих, создан механизм отслеживания результативности принимаемых решений.

Налажен мониторинг текущей обстановки, оценка рисков. Работает обратная связь с предпринимательским сообществом. Оценка гражданами конкретных действий Правительства.

С учётом вышесказанного хотел бы остановиться на пяти ключевых направлениях работы Правительства по обеспечению устойчивости экономики.

Первое – стабилизация финансовых и товарных рынков, сдерживание роста цен.

Как известно, начиная с первого дня санкций Банк России совместно с Правительством осуществили ряд действий, позволивших стабилизировать рубль и не допустить коллапса банковской системы.

Не буду на них специально останавливаться, они хорошо известны. Отмечу только, что если после введения санкций валютный курс достигал 130 рублей за доллар, то уже к середине марта рубль укрепился – до 105 рублей за доллар, сейчас – около 80 рублей за доллар.

Практически восстановился фондовый рынок. С 21 марта возобновлены торги ОФЗ, с 24 марта – акциями на Московской бирже.

Стабилизация финансовых рынков позволила предотвратить развитие крайне опасных тенденций на товарных рынках, в сфере розничной торговли.

Уже в первой декаде марта возник ажиотажный спрос. Прежде всего – на продовольственные товары длительного хранения и непродовольственные товары. Сейчас уже об этом можно спокойно говорить. Но на пике объёмы продаж, по данным контрольно-кассовой техники, на 30% превышали досанкционный уровень. А по сахару, муке, растительному маслу и крупам – в 2–2,5 раза.

Для того чтобы сбить волну ажиотажного спроса, мы в ручном, ежедневном режиме работали с торговыми сетями и производителями, помогая обеспечить бесперебойную поставку товаров в товаропроводящую сеть. С помощью ФАС организовали работу по выявлению и пресечению спекулятивных действий на рынке, привлекая при необходимости силовые структуры.

Сохранили и дополнительно ввели прямые запреты и ограничения на вывоз продовольствия и сельхозпродукции из страны. Они коснулись сахара, подсолнечного масла, а также зерна, сои, семян подсолнечника и рапса. Напротив, максимально сняли таможенные ограничения на ввоз продуктов питания – говядины, свинины и сахара.

С целью поддержки производителей товаров народного потребления обнулены ввозные пошлины на широкий круг сырьевых продуктов, включая сырьё для лёгкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.

Для сдерживания роста розничных цен на продукты питания также использовались механизмы льготного кредитования и субсидий.

В текущем году уже одобрена выдача 91 млрд рублей животноводческим предприятиям и 5 млрд рублей – переработчикам зерна. Ещё 2,5 млрд рублей направлено на компенсацию затрат в хлебопекарной промышленности.

В результате уже в 20-х числах марта потребительский спрос на социально значимые товары стабилизировался. Началось восстановление запасов в розничной торговле, по основным группам товаров они достигли нормы.

Так, по сахару запасы составляют уже более двух недель, по подсолнечному маслу – более пяти недель, муке и крупам – пять-шесть недель, детским смесям и консервам – 10–12 недель.

Сегодня ситуация в торговле устойчива и находится под полным контролем.

К сожалению, ажиотажный спрос одновременно с сокращением импортных поставок вызвали волну повышения цен. Правительство сделало всё возможное для того, чтобы эта волна была как можно слабее и короче.

Всё же в течение первых трёх недель после ввода санкций цены росли в среднем на 2% в неделю. Затем их рост стал замедляться, сейчас он составляет менее 1% в неделю (последняя неделя – 0,66). Всего с начала санкций потребительские цены выросли в среднем на 10%. Однако на сахар и так называемый борщевой набор – на 50–60%. Продовольственные товары длительного хранения (соль, мука, крупы) – на 10–20%. На непродовольственные товары, где высока зависимость от импорта, – на 16%.

Для максимального снижения последствий скачка инфляции по поручению Президента разрабатываются меры денежной компенсации для пенсионеров, малообеспеченных граждан, семей с детьми.

Второе направление – максимальное смягчение всех регуляторных правил, снижение финансовой нагрузки на бизнес.

Отменены все плановые и внеплановые проверки, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью. Это более 216 тыс. проверок. В сравнении с прошлым годом их количество сократилось почти в 30 раз: плановых – в 52 раза, внеплановых – в 24 раза.

Отменена дополнительная финансовая нагрузка на компании, включая санитарные и экологические требования, ответственность за несоблюдение требований по отдельным видам маркировки товаров.

Автоматически продлены более 120 видов лицензий – это более 2,5 млн документов. Введён специальный, упрощённый режим декларирования продукции. На год продлён срок действия 25 тыс. сертификатов и более 330 тыс. деклараций.

Снижена налоговая нагрузка. Для налоговых целей зафиксирована на 1 января этого года кадастровая стоимость недвижимости. Продлён срок перечисления авансового платежа по налогу на прибыль, который подлежит уплате в I квартале. Предоставлено право в течение года перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли. Благодаря этим мерам общий объём ликвидности, который сохранится в хозяйственном обороте предприятий, составит около 500 млрд рублей.

Доработан порядок возбуждения уголовных дел о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей. Помимо этого, снижен в два раза размер пени при просрочке уплаты налогов. Введён мораторий на блокировку счетов. Введён мораторий на банкротство граждан и юридических лиц – сроком пока на полгода.

Третье направление – стабилизация работы транспортной системы и обустройство новых логистических коридоров.

Транспортная система страны оказалась под двойным ударом.

Во-первых, жёсткой дискриминации подверглись все международные перевозки – авиационные, автомобильные и морские. Во-вторых, резко изменилось направление транспортных потоков грузов – с северо-западного и южного направлений на восточное.

Что было сделано?

В части авиаперевозок приняты меры, которые позволят обеспечить функционирование авиаперевозчиков и перевозку пассажиров в летне-осенний период.

В соответствии с решениями Президента авиакомпании получат субсидии в размере до 110 млрд рублей на операционную деятельность. Причём выдаваться они будут в зависимости от расстояния и количества перевезённых пассажиров. При этом сохранятся все программы поддержки перелётов пассажиров Дальнего Востока, Крыма и Калининграда – на это запланировано более 27,5 млрд рублей.

Пассажирам отменённых рейсов вернут денежные средства – на это будет выделено 19,5 млрд рублей.

Помимо этого, обеспечено сохранение парка воздушных судов у российских авиакомпаний, организована их безопасная эксплуатация – 571 пассажирский самолёт иностранного производства (из 781) уже переведён в российский реестр.

В части «раскатки» новых логистических маршрутов перевозки грузов.

Введён временный порядок определения очерёдности перевозок грузов «РЖД», который позволяет гибко реагировать на изменение спроса грузоотправителей на конкретные маршруты. Для обеспечения инвестиционной программы «РЖД» принято решение о её докапитализации на 250 млрд рублей за счёт средств ФНБ.

Развиваются новые морские линии транспортировки грузов. Создана первая регулярная морская паромная линия через Чёрное море – порт Самсун (Турция) – порт Кавказ. В ближайшее время планируется к запуску линия Стамбул – Новороссийск. Прорабатываются вопросы дополнительных линий из Китая во Владивосток. Введён дополнительный третий паром на линии Усть-Луга – Балтийск. Четвёртый планируется запустить с 19 апреля.

В целях поддержки автомобильных перевозок временно освобождён от весового контроля автотранспорт, перевозящий потребительские товары первой необходимости.

Принята и уже реализуется «дорожная карта» повышения пропускной способности пунктов пропуска на основных транспортных маршрутах. В том числе из Китая, Грузии, Азербайджана, Турции, Ирана.

Важнейшая сторона развития новых логистических маршрутов – обеспечение критического импорта и стимулирование экспорта.

Был сформирован перечень приоритетной импортной продукции, включающий почти 1,5 тыс. позиций. Это химическая продукция, некоторые виды машин и оборудования, запчасти и комплектующие, а также потребительские товары. По ним в первую очередь обнуляются таможенные пошлины. Это коснулось почти 1 тыс. товарных позиций (934 кода ТН ВЭД). Предусмотрена адресная отмена ответственности за параллельный импорт.

Для товаров из списка критического импорта упрощены все виды контроля на границе, включая подтверждение происхождения товаров, процедуры фитосанитарного, ветеринарного и санитарного контроля. Снижены профили риска, устанавливаемые ФТС для проверок.

С ключевыми зарубежными партнёрами уже идут предметные переговоры по созданию безопасной инфраструктуры денежных расчётов на основе национальных валют. Здесь хотел бы особо поблагодарить Банк России за партнёрскую работу.

Расширены функции Российского экспортного центра. В новых условиях он будет оказывать не только традиционно финансовую, маркетинговую консультационную помощь экспортёрам, но и содействовать им в устранении разрывов в цепочках поставок. В том числе в части технологичного импорта.

Четвёртое направление – поддержка предприятий реального сектора.

Один из главных на сегодня рисков – просадка экономики из-за логистических ограничений, с одной стороны, и недостатка ликвидности – с другой. Данные опросов руководителей системообразующих предприятий показывают, что эта просадка уже началась, хотя она пока практически не затронула рынок труда.

Так, в промышленности и торговле снижение объёмов производства составило порядка 11%, в других секторах – 9–10%.

Что делается в рамках данного направления?

Во-первых, расширено и максимально ускорено поступление в экономику денег по каналам государственного бюджета. Расходы федерального бюджета за I квартал выросли к прошлому году на 20%.

Увеличено авансирование госконтрактов с 30 до 50% от начальной цены – без казначейского сопровождения, и до 90% – с казначейским сопровождением.

Планируется внедрить автоплатежи по госконтрактам и за счёт этого сократить срок их оплаты с 30 до 5–7 дней.

До конца текущего года предусмотрено право субъектов Российской Федерации принимать решения по единственным поставщикам. В том числе и в отношении муниципальных закупок.

Во-вторых, стартовал целый ряд кредитных программ с субсидируемыми ставками.

Это программа кредитования оборотных средств системообразующих предприятий промышленности и торговли по ставке до 11%. Объём кредитного портфеля составит 1,3 трлн рублей. Сегодня банками уже одобрено предоставление кредитов на 827 млрд рублей, заключено договоров почти на 200 млрд рублей.

Аналогичная программа запущена для системообразующих организаций в сельском хозяйстве – с объёмом кредитного портфеля до 300 млрд рублей. Банками уже одобрена выдача кредитов на 150 млрд рублей.

Для проведения весенних полевых работ принято решение предоставить льготные кредиты сельскохозяйственным предприятиям в объёме до 158 млрд рублей. Планируется этот объём увеличить ещё на 60 млрд рублей.

Также по решению Президента значительные бюджетные средства, почти 134 млрд рублей, будут направлены на обеспечение ранее принятых агробизнесом обязательств по кредитам.

Далее. Принят закон, разрешающий крупным заёмщикам с кредитами по плавающим ставкам в течение трёх месяцев уплачивать проценты по льготным фиксированным ставкам (12,5–13,5–16,5%) с отнесением разницы по процентам на конец года и возможным последующим списанием. Банки уже принимают заявки на реструктуризацию.

В IT-секторе будут предоставлены льготные кредиты по ставке не выше 3% на реализацию новых проектов и разработку новых продуктов. А также кредиты по ставке 11% на обеспечение текущей деятельности.

В строительстве по поручению Президента запущена программа по возмещению части затрат по кредитам застройщиков жилья в объёме 35 млрд рублей. Также запускается программа льготного кредитования системообразующих застройщиков по ставке 11% общим объёмом субсидий до 10 млрд рублей. Реализуется система программ по льготной ипотеке. Их потенциальная мощность составляет более 2 трлн рублей.

В сфере туризма предусмотрено льготное кредитование по ставке 5% инвесторов на проекты строительства и модернизации гостиниц.

Таким образом, данные кредитные программы формируют новый льготный кредитный портфель для бизнеса в объёме порядка 3 трлн рублей с расходами федерального бюджета 393 млрд рублей.

В-третьих, начали формироваться новые программы поддержки импортозамещения. На это будут направлены средства федерального и региональных фондов развития промышленности, которые с этой целью докапитализированы на 24,3 млрд рублей.

Также принято решение о запуске программы инжиниринга комплектующих в объёме 1,9 млрд рублей и программы производства универсальных автокомпонентов в объёме 30 млрд рублей.

Пятое направление – поддержка малого и среднего предпринимательства.

Количество субъектов МСП продолжает расти – по данным на конец марта, это почти 6 млн компаний. На 30 тыс. больше, чем в конце февраля. Задача – обеспечить сохранение этой положительной динамики.

В целях покрытия операционных расходов Правительством совместно с Банком России запущены программы льготного оборотного и инвестиционного кредитования МСП по ставке до 15%.

Также переориентирована на пополнение оборотных средств программа поддержки МСП в рамках национального проекта. Суммарный объём программ составляет около 1 трлн рублей.

Предоставлена отсрочка по программе поддержки занятости «ФОТ 3.0», которая позволит сохранить более 740 тыс. рабочих мест. Субъектам МСП предоставлено также право на кредитные каникулы.

Продлена возможность регионам устанавливать налоговые каникулы для новых индивидуальных предпринимателей – по некоторым налоговым режимам до начала 2025 года.

Для снижения нагрузки на предпринимателей для ряда отраслей продлён на шесть месяцев срок уплаты налога по упрощённой системе за прошлый год и I квартал 2022 года. С последующей рассрочкой в течение полугода. Мера позволит высвободить порядка 37 млрд рублей, в том числе в сфере обрабатывающих производств – 21 млрд рублей.

Снижен размер штрафов для микро- и малых предприятий. А за первое нарушение вместо штрафа теперь предусмотрено только предупреждение.

Запущена программа грантовой поддержки молодых предпринимателей. Сумма гранта – до полумиллиона рублей (и до 1 млн рублей для проектов в Арктической зоне). Объём субсидий субъектам в текущем году составляет 2,1 млрд рублей.

Наконец, вдвое увеличено число регионов, которые могут получать федеральные субсидии на создание промышленных парков и технопарков. В результате за два года в 20 регионах будет создано не менее 24 площадок и обеспечено более 1,5 тыс. рабочих мест.

Уважаемые коллеги!

Хочу сердечно поблагодарить Совет Федерации за совместную работу. Сегодня полностью выстроена система оперативной сборки и обработки поступающих предложений. Решения принимаются максимально быстро.

Сложившаяся ситуация – это серьёзный вызов и одновременно возможности. От нас с вами зависит, как мы ими распорядимся. Все инструменты для решения поставленных задач у нас есть.

http://government.ru/news/45132/

Короткая ссылка на новость: http://www.souztransrus.ru/~DqSDM