Версия для слабовидящих





Мероприятия:


С 21 по 25 апреля 2014 года в Торгово-промышленной палате РФ прошел VII Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век»

29 мая 2014

С 21 по 25 апреля 2014 года в Торгово-промышленной палате РФ прошел VII Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век», в рамках которого состоялась широкая дискуссия о роли интеллектуальной собственности в поощрении инноваций и творчества.

Участники VІІ Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» решили:

1. Утвердить Резолюцию VIІ Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век».

2. Направить Резолюцию в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам, федеральные органы исполнительной власти и заинтересованные организации.

Обсудив проблемы, возникающие в процессе создания и использования интеллектуальной собственности в разных областях и сферах деятельности, участники Форума отмечают следующее.

1. В современном мире институт интеллектуальной собственности играет ключевую роль в перераспределении ресурсов в глобальной экономической системе и развитии экономики знаний. В свете потребности перевода российской экономики на инновационный путь развития, существующее регулирование интеллектуальной собственности в России нуждается в трансформации и должно стать предметом пристального внимания законодательных органов власти.

Реформирование законодательства в сфере интеллектуальной собственности призвано сформировать новую правовую и экономическую ситуацию в сфере научных исследований и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В этой связи участники Форума полагают, что:

- необходимо рассмотреть возможность скорейшей ратификации Российской Федерацией Гаагского соглашения с целью присоединения Российской Федерации к Гаагской системе международной регистрации промышленных образцов. Это позволит решить несколько задач: существенно упростит трансграничную регистрацию промышленных образцов и обеспечит их правовую защиту на международном товарном рынке; сократит материальные и временные затраты правообладателей на регистрацию патентов на промышленные образцы за рубежом;

- принятие в Российской Федерации Государственной стратегии в сфере интеллектуальной собственности станет важным механизмом обеспечения единого и комплексного подхода к управлению интеллектуальной собственностью в Российской Федерации. Стратегия призвана выявить ключевые проблемы и точки сдерживания роста отечественной экономики, обосновать механизмы роста инновационной экономики на основе интеллектуальной собственности, ускорить введение объектов авторских и смежных прав в хозяйственный оборот и их широкомасштабную коммерциализацию в цифровой среде;

- оценка нематериальных активов и регламентация процессов передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности по-прежнему остаются проблемой для правообладателей ввиду недостаточности правовой базы. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проекта федерального закона, который бы установил общие подходы к управлению интеллектуальной собственностью, в том числе к методике материальной оценки результатов интеллектуальной деятельности, налогообложению, инвентаризации и патентованию, а также механизм восстановления просроченных патентов;

- в настоящее время сложились все предпосылки для разработки проекта федерального закона, которым бы устанавливался механизм передачи результатов интеллектуальной деятельности (например, патентов, технологий и т.п.) в качестве нематериальных активов в уставные фонды юридических лиц. Предоставление возможности капитализации нематериальных активов увеличит стоимость и рейтинг на рынке компаний-владельцев, защитит правообладателей и владельцев подобных активов от недобросовестной конкуренции, что в целом станет дополнительным стимулом для разработчиков и исполнителей по контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

- следует ускорить работу по усовершенствованию норм Федерального закона № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». ТПП России полагает, что в нем следует закрепить понятие инновационной продукции. Также необходимо установить дифференцированный подход к оказанию государственной поддержки инновационной деятельности с учетом типа инновационной продукции, ее значения для экономики.

По мнению ТПП России и участников Форума, в 254-ФЗ нужно предусмотреть норму, согласно которой государственная финансовая поддержка в форме субсидий, в том числе в целях предоставления грантов, и государственных гарантий может осуществляться на основании инновационного проекта, представленного субъектом или группой субъектов инновационной деятельности;

- создание правовых условий для приоритетного развития рынка объектов промышленной интеллектуальной собственности – важнейшая задача государства. Необходимо продолжить работу по совершенствованию правовых инструментов его развития, которыми являются: регистрация и закрепление прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе международная их регистрация; охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности, их учет, страхование; инструменты торговой инфраструктуры интеллектуальной собственности и другие;

- целесообразно направить дополнительные усилия на создание и совершенствование инфраструктурных, организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения малого инновационного бизнеса (проектных компаний) с учетом обеспечения их конкурентоспособности по сравнению с иностранными юрисдикциями. Для этого необходимо ускорить процесс разработки проектов федеральных законов «О венчурных фондах в Российской Федерации», «О технопарках в Российской Федерации», «О передаче прав на технологии гражданского, военного, специального и двойного назначения», которые в числе прочих вопросов должны создавать эффективный механизм реализации венчурных проектов, регламентировать трансфер технологий и товаров, произведенных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

- следует выработать политику и стратегию государства в совершенствовании гуманитарного пространства России и стан Содружества, а также принять комплексные меры по формированию правового пространства, отрегулировать механизм нормотворческой деятельности и разработать федеральный закон «О книжной отрасли». Кроме того, нужно определить механизм адаптации международных стандартов в российской книжной отрасли и восстановить правовую основу для соблюдения Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).

2. Для расширения спроса на российские инновации необходимо предпринять комплекс долгосрочных мер, которые включали бы:

- расширение информационного обеспечения инновационной деятельности посредством создания при поддержке государства специализированного, доступного и удобного для поиска интернет-ресурса, предназначенного для получения всесторонней и полной информации об инновационной среде в России;

- повышение уровня конкуренции, что будет способствовать внедрению компаниями технических инноваций и коммерциализации интеллектуальной собственности как действенного инструмента создания конкурентных преимуществ;

- усиление акцента на повышение спроса на региональном уровне, для чего каждый регион должен иметь план развития инновационной сферы.

Для эффективного взаимодействия различных элементов инновационной инфраструктуры между собой необходимо уточнить их перечень и предпринять меры по активизации наиболее эффективных из них. Для этого следует провести тщательный, всесторонний и объективный анализ деятельности институтов поддержки инноваций, в особенности тех, финансирование которых уже завершилось или завершается. Кроме того, итоги результатов реализации государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон следует широко обсудить со специалистами, бизнес-сообществом. Это позволило бы продвинуть позитивный опыт и определить реальные точки роста, на приоритетное развитие которых в дальнейшем следовало бы сделать упор.

3. Процедура оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности в России по-прежнему остается сложной, громоздкой и дорогой. Из-за этого эффективно работать на рынке создания и последующего внедрения объектов интеллектуальной собственности имеют возможность только организации, которые обладают достаточными материальными и трудовыми ресурсами. Вовлечение в процесс внедрения инноваций субъектов малого предпринимательства затруднен. Указанные процедуры следует пересматривать, обеспечивая им максимальную «прозрачность» и доступность. В этой связи сотрудничество ТПП России с ООО «Союзпатент» открывает дополнительные возможности для клиентов в большинстве регионов страны, поскольку Палата в настоящее время объединяет более 170 территориальных торгово-промышленных палат. В идеале, хотелось бы, чтобы патентные службы создавались при всех торгово-промышленных палатах. Это значительно ускорит и удешевит процедуру патентования.

4. Решение вопросов интеллектуальной собственности в цифровой среде требует усиления международного сотрудничества в целях защиты прав российских правообладателей за рубежом, повышения эффективности борьбы правоохранительных органов с незаконным воспроизведением, публичным исполнением, сообщением в эфир и по кабелю, доведением до всеобщего сведения и другими видами незаконного использования объектов авторского права и смежных прав, повышения эффективности коллективного управления авторскими и смежными правами, в том числе в части обеспечения выплаты вознаграждений авторам и исполнителям; обеспечения соблюдения прав правообладателей при воспроизведении и доведении до всеобщего сведения их произведений в сети Интернет; создания постоянно действующей системы мониторинга охраны авторских и смежных прав в России и за рубежом.

5. Действующее законодательство предоставляет широкий набор инструментов для защиты прав на интеллектуальную собственность, но не в полной мере учитывает специфику Интернет-торговли. Существенная доля российского рынка Интернет-торговли находится в «серой» зоне, при этом стоимость правоприменения с использованием традиционных мер по защите прав в сети Интернет существенно выше, чем на традиционных рынках. Предлагается усилить ответственность всех лиц, вовлеченных в нарушение исключительных прав, не только Интернет-магазинов и их бенефициаров, но и онлайн-сервисов, используемых для продвижения нелегальных товаров в сети Интернет. Предлагается рассмотреть вопрос об усилении ответственности посредников, рекламных онлайн-сервисов, а также ответственность владельцев доменных имен и Интернет-сайтов, на которых совершаются правонарушения.

6. Развитие предпринимательства в России, формирование цивилизованных рыночных отношений внутри страны, участие в Таможенном союзе и ЕврАзЭс, наряду со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию обусловливают необходимость постоянного совершенствования национального законодательства о средствах индивидуализации. В целях максимального содействия развитию внешней торговли необходимо установить четкое взаимодействие бизнеса и уполномоченных государственных органов по вопросам международного оборота товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

7. Для полноценного функционирования Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности Таможенного союза следует выявить проблемы, возникающие у правообладателей, и с учетом этого внести изменения в действующее законодательство. Кроме того следует создать единый информационный ресурс для правообладателей и регулирующих органов государств-членов Таможенного союза с системой уведомления правообладателей с помощью электронных писем.

8. Одним из приоритетных направлений модернизации и технологического развития инновационной экономики является создание эффективной системы профессиональной ориентации и повышение качества профессиональной подготовки кадров по отраслям экономики с учетом запросов рынка труда. Сегодня назрела необходимость разработки комплексной государственной Программы профессиональной подготовки кадров для экономики Российской Федерации.

В дополнение к необходимости повышения качества специалистов и, прежде всего, инженерных кадров и кадров в сфере управления интеллектуальной собственностью, востребованных в высокотехнологичном секторе экономики, участники Форума особо отмечают необходимость обеспечения притока кадров в сфере интеллектуальной собственности в регионы России, в частности в те районы, где создаются элементы инновационной инфраструктуры страны (крупные технопарки, особые экономические зоны и др.). Таким образом, необходимо выстроить систему управления кадровым потенциалом, учитывающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с учетом новых тенденций, инноваций и научно-технических разработок.

Короткая ссылка на новость: http://www.souztransrus.ru/~hIagQ